Содержание
-
Особенности педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр на разных этапах дошкольного детства
-
Характеристика сюжетно-ролевых игр
Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно-ролевой игры. Как отмечали Л.С.Выготский, Е. Кравцова, В.Т.Кудрявцев и др., наличие «мнимой» ситуации - основной критерий игры. В сюжетных играхразвивается воображение, способность ориентироваться в смыслах человеческой деятельности, способность понимать другого
-
Развитие сюжетно-ролевой игры
В концепциях игровой деятельности, созданных в последнее время (Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.), доказано: развитие сюжетной игры в дошкольном детстве начинается с сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссерской игр (впоследствии они образуют две самостоятельные линии становления игры). Постепенно из сюжетно-отобразительной игры вырастает сюжетно-ролевая, пик развития которой приходится на возраст 4-5 лет, когда она приобретает совместный характер. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает», зато бурно развивается режиссерская, которая из индивидуальной превращается в развернутую форму коллективной деятельности. Конец дошкольного возраста ознаменован переходом к «рубежным» формам игры (А.Н. Леонтьев) - к игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности (литературное и художественное творчество, учеба), а также с переносом акцента с игры как процесса на ее результат.
-
Особенности сюжетно-ролевых игр
Воображаемая ситуация и каждый играющий ее придерживается. Самостоятельность детей в игре в выборе партнеров, темы, линии ее развития, разыгрывании роли, установлении правил. Творческий характер игры: наличие замысла, перевоплощение в роль, подбор средств изображения образа.
-
Структурные компоненты игры
Игра – это вид деятельности, следовательно ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерный действий, результатов. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей: от подражательных к обдуманным, мотивированным целям. Средства реализации.Для реализации своих целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Планомерные действия. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, планировать свою игровую деятельность.
-
Структура сюжетно-ролевой игры
сюжет (главный компонент), содержание, роль, игровые действия. Сюжет игры Сюжет – та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Условное деление сюжетов (Д.Б. Эльконин): -бытовые; -производственные; -общественные.
-
Содержание игры В содержании игр выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослого: -внешняя сторона («человек-предмет») – преобладают предметно-игровые действия; - взаимоотнощения людей («человек-человек») – преобладают ролевые действия, появляются ролевые диалоги, замещение предметов.
-
Динамика содержания игр Младший дошкольный возраст: содержание игры обрывочное, нелогичное (А.П. Усова). Частые повторы одинаковых действий, их куплетность. Доминирует интерес к действиям, теряют цель игры. Средний дошкольный возраст: целостность сюжета, живо откликаются на новые впечатления. «Усекают» и обобщают ситуации, используют символические действия. Старший дошкольный возраст: предварительно обдумывают содержание, активно используют речевые комментарии (словесные замещения действий). Этим сокращается логика содержания.
-
Линии развития содержания игры - усиление целенаправленности, последовательности, связности изображаемого; - постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой; - обобщение изображаемого в игре (использование условный и символических действий).
-
Роль -средство реализации сюжета; -игровая позиция для ребенка, которая реализуется в ролевом поведении; -образец того, как надо действовать. Игровые действия -одно из основных средств реализации сюжета.
-
Уровни (этапы) становления взаимоотношений в игре (А.П. Усова и ее ученики)
- уровень неорганизованного поведения; - уровень одиночных игр; - уровень игр рядом; - уровень кратковременного общения; - уровень длительного общения (интерес к игре); - уровень постоянного взаимодействия (общие интересы, положительная оценка качеств партнера).
-
Этапы освоения сюжетной игры
1этап – сензитивный: с 1,5-3 лет. Характеризуется условными замещающими действиями, т.е. ребенок понимает, что одни вещи можно заменить другими. 2 этап – ролевое действие и взаимодействие: 3-5 лет. 3 этап – творческое комбинирование событий: 5-7 лет.
-
Условия для развития сюжетных игр
Игра не появляется сама собой. Транслирует общество. Необходимо накопление социального опыта. Создание предметно-игровой среды в группе, которая должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети. Педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.
-
Руководство сюжетно-ролевой игрой
На каждом возрастном этапе в педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации: Формирование игровых умений в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где воспитатель является «играющим партнером». Формирование самостоятельной детской игры, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.
-
Условия активизации самостоятельной игры
Ранний и младший дошкольный возраст – внешняя предметно-игровая среда, организация воспитателем предметно-игровой ситуации; Средний дошкольный возраст – проведение воспитателем подготовительного периода: помощь в выборе темы и распределении ролей; Старший дошкольный возраст – подготовительный период может проводиться в форме придумывания разнообразных событий.
-
Принципы обучения игре. Концепция Н.Я. Михайленко
Педагог должен играть вместе с детьми, занимать позицию играющего партнера, а не учителя. Сразу ориентировать на взаимодействие со сверстниками. Воспитатель играет на протяжении всего дошкольного возраста, но играет таким образом, чтобы выделить для детей новый способ построения игры. Итак, с одной стороны игра со взрослым, с другой - самостоятельная игра, которая вбирает те способы игры, которые дал воспитатель. Планировать можно только формирующую игру.
-
Приемыуправления детскимивзаимоотношениями в игре
Организация совместных игр детей: а)воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми, предлагая игры б) объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом Развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру Видение возникающих конфликтов, тактичное их улаживание Включение в игру детей застенчивых и «изолированных» Учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных) Спосооствобаниеполоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (отдельные игры и совместные)
-
Приемы развития творческой активности детей в игре
1Начало игры: а) по инициативе воспитателя: •внесение новых атрибутов •рассказ воспитателя. • совместная игра б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя) 2. Воспитатель не регламентирует игру детей: • вовлечение (подключение) в игру по желанию • свобода выхода из игры
-
3.Предоставление детям возможности выбора: •вида игры • сюжета • роли. • партнера • игрушек, атрибутов и пр. 4.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования 5.Способствование эмоционально насыщенной атмосферы в игре: •эмоциональное включение в игру • внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.
-
2 младшая группа Тематикасюжетно-ролевых игр
I квартал Детский сад. Семья. Магазин. В гостах у матрешки. Кукольный спектакль «Петрушка и шарик» 2 квартал Семья. Больница Парикмахерская. Детский сад 3 квартал. Магазин игрушек. Магазин. Семья. Автобус. Пароход. Больница. Парикмахерская. Зоопарк
-
Оснащение игры материалами и их хранение
Складные деревянные рамы, ширмы. Сюжетные игрушки (куклы, посуда, животные, наборы «Парикмахер», «Доктор» и пр.) Лаконичные ролевые атрибуты. Предметы-заместители (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов, размеров, брусочки, палочки,веревочки) Мелкие игрушки для индивидуальной и сюжетной совместной игры (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили) Хранение - открытое- уголки разворачиваются постепенно, по мере реализации программы
-
Педагогическое сопровождение игры
К трем годам дети овладевают азами сюжетной игры – условными предметными действиями. Трехлетний ребенок уже способен овладеть ролью - более сложным способом построением игры. Ролевое поведение в игре охватывает широкий диапазон процессов - от непосредственного подражания кому-то до осознанного принятия роли, включения ее в разнообразные связи с другими ролями.
-
формирование способов игры у детей 3 лет
Стратегии: 1.инициатива взрослого (структура и содержание) 2.подключение к игре ребенка. В течение года необходимо варьировать стратегии.
-
Приемыформированияигровых умений
Подготовка игрушек и ролевых атрибутов, внесение и обыгрывание их Вовлечение детей в игру на дополнительные роли Называние своей роли, обращение к партнеру как к носителю роли Словесное пояснение ролевых игровых действий Представление детям:"обыгранных игрушек" и ролевых атрибутов Подключение к игре с целью угадывания роли Совместная игра воспитателя с двумя детьми, у первого - главная роль Реплики, вопросы с целью активизации речи ребенка-партнера Создание игровых ситуаций, отвлекающих детей от предметных действий («телефонный разговор») Игры воспитателя с подгруппами детей по мотивам известных сказок (с однотипными действиями
-
Первый этап обучения игре
1.Первоначально игра развертывается таким образом, чтобы выделить для детей роль и реализующие ее действия. Воспитатель, обозначив свою игровую роль, осуществляет связанный с ней ряд игровых действий – например, как «доктор» лечит мишку («Я доктор. Полечу мишку. Поставлю ему градусник... Дам лекарство...») и предлагает ребенку «полечить» СВОЮ куклу и т. п.
-
Второй этап обучения игре
Через 2-3 месяца после такой предварительной работы необходимо перейти к решению основной задачи года - формированию у детей умений взаимодействовать с партнером в соответствии с игровой ролью. При формировании умений вступать в ролевое взаимодействие целесообразно использовать в качестве опоры для игры однотемныедвухперсонажные сюжеты с взаимодополнительными ролями (доктор - пациент, продавец - покупатель, шофер - пассажир и т. п.). Основную роль берет на себя воспитатель, дополнительную роль – ребенок. Основная роль ↔ дополнительная роль Доктор ↔ пациент Шофер ↔ пассажир Продавец ↔ покупатель Игра ведется практически с каждым ребенком индивидуально.
-
Третий этап обучения игре
В следующий раз все дети хотят быть докторами и воспитатель подключается к игре. Основная роль ↔ дополнительная роль Первый ребенок –доктор ↔ воспитатель (подключение других детей) Второй ребенок - доктор Третий ребенок - доктор Четвертый ребенок –доктор Для того чтобы усилить ориентацию ребенка на взаимодействие с партнером, необходимо основное внимание в совместной игре уделять ролевому диалогу (речевому взаимодействию персонажей), сокращая игровые действия с предметами.
-
Приемы развития творческой активности детей в игре
1Начало игры: а) по инициативе воспитателя: •внесение новых атрибутов •рассказ воспитателя. • совместная игра б) по инициативе детей (поддержка инициативы со стороны воспитателя) 2. Воспитатель не регламентирует игру детей: • вовлечение (подключение) в игру по жела-нию • свобода выхода из игры 3.Предоставление детям возможности выбора: •вида игры • сюжета • роли. • партнера • игрушек, атрибутов и пр. 4.Стимулирование детей к пользованию предметами-заместителями, к гибкому использованию игрового оборудования 5.Способствование эмоционально насыщен- ной атмосферы в игре: •эмоциональное включение в игру • внесение в игру момента неожиданности, таинственности, сказочности и т д.
-
Планирование игры
Планирование ежедневной совместной игры с 1 -2 детьми или с 1 –2 парами групповой игры (не более 7- 10 минут), используя все периоды времени, отведенные режимом для игры и свободных занятий детей
-
Уровни развития игры
-
-
-
Средняя группа
Основная задача – формировать более сложное ролевое поведение в сюжетной игре: умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
-
Тематикасюжетно-ролевых игр
I квартал Магазин. Семья. Автобус. Больница. Моряки. У зубного врача. Прачечная (выдача белья) 2 квартал Семья. Больница Парикмахерская. Детский сад Детский сад (музыкальный руководитель). Салон красоты. День рождения Мишки. Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Пароход. Кукольный театр. Столовая. Музыка дня кукол 3 квартал. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Кукольный театр. Столовая.
-
Оснащение игрыматериалами и их хранение
Сюжетно-образные игрушки, предметы- заместители (муляжи, плоскостные заместители на цвет и форму, на форму). Хранение"полуоткрытое" - во второй половине года первыеигры можно сложить в коробки, на которых изображен символ данной игры.
-
формированияигровых умений(Приемы)
Разыгрывание с детьми многоперсонажных сюжетов, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными (главная роль - у ребенка, второстепенные – у воспитателя). Разыгрывание сюжетов по мотивам известных сказок (главная роль – у ребенка, второстепенные – у воспитателя). Схема сюжетов -прежняя, но главная роль - у взрослого. Подключение детей к игре на разных дополнительных ролях. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, замыкает детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.