Содержание
-
«Организация сюжетной игры с детьми дошкольного возраста».
-
Особенности организации сюжетной игры с детьми от 1,5 - 3 лет
-
Принципы организации сюжетной игры
1 принцип - воспитатель должен играть вместе с детьми. 2 принцип - на каждом возрастном этапе дети «открывают» и усваивают новый способ ее построения. 3 принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом возрастном этапе необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
-
Задачи педагога по формированию игровых умений детей с 1,5 – до 3 лет
1.Сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать действия с сюжетной игрушкой, предметом- заместителем и воображаемым предметом 2.Связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
-
Этапы формирования игровых умений детей раннего возраста
1 этап -привлекать ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного игрового действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого. 2 этап. Осуществление условногодействия с заместителями и воображаемыми предметами. 3 этап - дополнение игрового действия партнера-сверстника (игровое взаимодействие)
-
Особенности организации сюжетной игры с детьми от 3 до 5 лет
-
Задача воспитателя при работе с детьми 4 года жизни – построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы центральным местом стало именно ролевое поведение.
-
Принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас не Петя, а шофер) Обозначить роль для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Петей, а шофером автобуса) Уметь осуществлять специфичные для роли действия с предметами (доктор делает укол, шофер ведет машину и т.п.) Уметь развертывать парное ролевое взаимодействие - ролевой диалог с партнером-сверстником (например, доктор разговаривает с пациентом, а не как Петя с Машей) Показатели игровых умений ребенка 4 лет
-
Два типа ролей: «взаимодополнительные»,которые составляют смысловое целое. В этой паре одна роль основная, вторая дополнительная, но по сути одна не может быть реализована без другой. (мама-дочка, врач- больной, продавец – покупатель). «независимые» роли, связь с другими более опосредована. Смысл может быть раскрыт в специфичных действиях, направленных на какой - либо объект вне взаимодействия (шофер везет груз, шофер везет пассажира)
-
Обучение ролевому диалогу Прием «Телефонного разговора»
-
Воспитатель играет вместе с детьми Развертывает игру, используя сюжеты с парными ролевыми связями и ролевым диалогом, а действия с игрушками сведены к минимуму. Ролевое поведение ориентирует на партнера: сначала – взрослого, затем – сверстника. Способы формирования ролевого поведения детей 3-4 лет
-
Формирование ролевого поведения детей 4-5 лет
. Задача воспитателя в работе с детьми 5 года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
-
Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей связана со всеми остальными Число персонажей в сюжете должно быть больше количества участников игры. Условия развертывания игры
-
Структура сюжетов
Воспитатель выбирает любую интересующую детей тему игры, но одну из ролей (основную) связывает с остальными в виде «куста». Например, тема «Поездка на пароходе»: матрос ситуации Капитан водолаз пассажир
-
Типы отношений специфические функции в соответствии с ролью (врач лечит, продавец продает и т.п.) отношения управления – подчинения (врач отдает распоряжения медсестре, капитан – матросу, милиционер указывает шоферу на нарушение правил и т.п.) дружеские отношения (шофер помогает своему товарищу исправить поломку, мама звонит своей подруге и т.п.)
-
1этап. Воспитатель сразу подключает к игре ребенка, предлагая ему основную роль в сюжете; взрослый меняет свои роли в ходе игры. Разворачивает ролевой диалог. Затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка: «Я теперь не пассажир, я уже шофер». При смене роли воспитатель активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С каждым ребенком игру по такой схеме надо развернуть 2-3 раза. Этапы развертывание совместной игры с детьми 5 года жизни.
-
Схемы сюжетов те же, но теперь взрослый берет себе основную роль, а ребенкупредлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей: «Давай играть, я – врач, а ты – больная, пришла ко мне на прием….как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Давай теперь ты медсестра….» и т.д. 2 этап
-
Особенности организации сюжетной игры с детьми от 5 до 7 лет
-
Игровые умения детей 5-7 лет в овладении новым способом игрысюжетосложением
уметь выстраивать новые последовательности событий с разным тематическим содержанием уметь ориентироваться на партнера: обозначать (пояснять) партнерам по игре, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события). уметь комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.
-
Этапы организации игры-придумывания
1 этап – расшатывание сказок Соединение сказочного и реалистического Разноконтекстные роли 3 этап – Прием «Телефонного разговора»
-
1 этап - «расшатывание» знакомых сказок Способ преобразования сказки – сохраняем общую канву событий, меняя лишь конкретные условия действий персонажей, или изменяем сами персонажи (героя, дарителя, противника).
-
1.Изменение главного героя сказки, его искомого, волшебного объекта 2.Изменение «дарителя» волшебного средства Приемы расшатывания 3.Изменение волшебного средства 4.Изменение противника в руках которого волшебное средство 5.Победа над противником, изменение препятствий на пути к победе 6. Изменение награды
-
2 этап организации игры -придумывания
На данном этапе организации игры -придумывания воспитатель побуждает детей вносить как можно больше изменений в придумываемую сказку. Для этого предлагается воспитателем начало сказкис соединением в ней сказочных и реалистических элементов.
-
3 этап -развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
Задача данного этапа: научить соединять творческое построение сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью воспитатель подключает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разноконтекстные роли (Буратино- продавец, милиционер – принцесса, Баба-яга- космонавт)
-
4 этап - придумывание новых «настоящих историй» на основе реалистических событий.
Сюжет выбирается с опорой на интересы детей, их знания, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг, кинофильмов и т.д. основой может служить прочитанный накануне с детьми рассказ. Последовательность придумывания «настоящих историй»: выбор начала истории (можно совместно с детьми, можно задать самому воспитателю) 2. выбор героя, ситуации, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь. 3. после придумывания история может разыграться по ролям.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.