Содержание
-
Тема 2. Предмет, задачи и методы валеологии
-
Немного истории:
1980 г. - И.И. Брехман valeo – "здоровье" или "быть здоровым"
-
Валеология - межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.
-
Объектвалеологии– практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов существования. Предметвалеологии– индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.
-
Методом валеологии является исследование путей повышения резервов здоровья человека, которое включает в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни и т.д. В теоретическом плане цель валеологии – изучение закономерностей поддержания здоровья, моделирование и достижение здорового образа жизни. В практическом плане цель валеологии можно видеть в разработке мер и определении условий для сохранения и укрепления здоровья.
-
Основный задачи валеологии:
1. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека. 2. Формирование установки на здоровый образ жизни. 3. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
-
Валеология Педагогика Политология Социология История Философия Культурология Экология География Биоло гия Психология Медицина Физ. воспитание
-
Э. Н. Вайнер
-
Валеология Медицинская Педагогическая Общая Профессиональная Семейная Социальнаяя Специальная Экологическая Возрастная
-
Основные понятия:
Валеологическое образование Валеологические знания Валеологическое воспитание Валеологическое обучение
-
Задачи педагогической валеологии:
1. Воспитание у детей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека. 2. Обучение детей средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья. 3. Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п. 4. Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция. 5. Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье. 6. Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях: - создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся; - валеологическое образование педагогов, которые сами являются одной из самых опасных профессиональных групп риска.
-
Причины быстрого развития:
потребность общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи относительная дешевизна введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства
-
Факторы, влияющие на здоровье человека:
генетические факторы – 15–20%; состояние окружающей среды – 20–25%; медицинское обеспечение – 10–15%; условия и образ жизни людей – 50–55%. Э. Н. Вайнер
-
Э. Н. Вайнер
-
Роль и место валеологии и медицины в зависимости от уровня здоровья и состояния организма
Э. Н. Вайнер
-
Критика валеологии:
Канд. мед. наук, зав. лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН А. Н. Мацхарактеризует валеологию как одно из «альтернативных и маргинальных парамедицинских ретроградных течений» наряду с натуропатией, целительством, «СПИД-диссидентством», «антропософскойи холистической медициной» и др. Старший научный сотрудник Института философии СО РАН Л. В. Фесенкова отмечает, что заявки на отношение к человеку как системному существу и претензии на интегральность валеологии остаются лишь декларацией, а валеология представляет собой «конгломерат из разнородных дисциплин, но ни в коем случае не синтез, поскольку науки, привлекаемые валеологией, остаются изолированными и никак не связаны между собой, оставаясь каждая со своим собственным понятийным аппаратом и своими различными теоретическими представлениями о человеке. Валеология претендует на всеобъемлющий подход к человеку, не имея при этом ни собственного понятийного аппарата, не умея применять теоретические представления, выработанные в гуманитарных науках»[. В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию, в котором охарактеризовали валеологию как лженауку, представляющую собой «смесь обрывков астрологии ,оккультизма, пропаганды секса, культа и даже фетишизации тела».В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В. И. Покровского. Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследованийтакже отрицает научный статус валеологии. Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАНотмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов
-
Претензии к валеологии со стороны церкви:
- взращивает культ тела, и ничего не говорит о душе;- говорит о теле, как о механизме, а о болезни, как о поломке механизма, а это безнравственно;- если чрево (органы половой системы, деторождения) – средоточение жизни, то забота о чреве – основа всех нездоровых страстей, потому что забота о чреве от лукавого;- йога, у-шу, китайская медицина, гипноз, авторские оздоровительные системы – «смесь язычества и оккультизма», а их изучение «несет в себе прямую угрозу психическому и физическому здоровью детей»;- у валеологов есть сообщники – представители Ассоциаций планирования семьи, которые рассказывают детям об абортах и контрацепции;- И.И. Брехман – сомнительный авторитет, а у валеологии вообще нет истории за 30 лет от ее появления;- такие философские категории, такие, как болезнь, жизнь, смерть, духовность, нравственность, традиционно связанные со здоровьем, вообще не употребляются в рядоположениивалеологов;- слово «Бог» нигде в курсе валеологии не употребляется, а сама валеология создана для «богоборчества»;- валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи;- «валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести ее к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства»;- не стоит видеть высшую ценность человеческой жизни в чисто физиологическом благополучии.
-
Благодарю за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.