Содержание
-
Тема 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫСхемы 3.37 – 3.44
1. Сущность внебюджетных фондов, пути их образования и виды 2. Социальные внебюджетные фонды РФ 3. Пенсионный фонд РФ 5. Фонд государственного социального страхования 5. Фонд обязательного медицинского страхования 6.Специальные внебюджетные фонды 1
-
1вопрос СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ (ГВБФ), ПУТИ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДЫ
Государственные внебюджетные фонды (ГВБФ) -фонды денежных средств, образуемые вне бюджета, для финансирования конкретных задач, имеющих важное значение для общества в целом Схема 3.37 ПРИЧИНЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ: Иметь для этих целей а) независимые от возможностей бюджета, б) устойчивые и прогнозируемые источники средств 2. Обеспечить их целевое использование; 3. Оперативное решение социальных и экономических задач, для чего управление этими фондами передается Правлению фонда 2
-
ОТЛИЧИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ОТ БЮДЖЕТА
Бюджет – это денежный фонд общецелевого назначения. Расходы бюджетазависят: от величины доходов бюджета в целом от расходов по другим статьям бюджета велика вероятность лоббирования интересов разных ведомств Особенность внебюджетных фондов: закреплены конкретные источники доходов, имеют строго целевое назначение и адресное использование средств имеют определенную самостоятельность полностью регламентированы государством 3
-
ИСТОРИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СТРАНАХ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ СОЗДАВАЛИСЬ 2 ПУТЯМИ:
путь - обособляются в составе расходов бюджета 2) путь - создаются на основании законов органов власти Они сохраняют с бюджетом тесные финансовые связи. являются юридически самостоятельными специализированными финансово-кредитными учреждениями при Правительстве автономны от бюджета (неиспользованные остатки средств в бюджет не изымаются) 4
-
По правовому статусу:
ВИДЫ ГВБФ Входят в состав бюджета (не являются самостоятельными, но в бюджете обеспечивается обособленный учет средств); Юридически самостоятельные (находятся в ведении специальных учреждений, действующих в соответствии с Уставом) По форме: ВБФ в форме бюджетов (ПФ РФ и др.) ВБФ в форме специальных счетов (отличаются меньшей регламентацией и отсутствием бюджетного процесса) (ФНБ) По назначению: специальные(используются как инструмент регулирования экономических процессов) 2) социальные(используются для обеспечения социальных гарантий населению) 5
-
выводы Формирование ГВБФ позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования особо важных социальных и экономических задач Самостоятельными финансово-кредитными учреждениями в России являются только социальные ГВБФ В зарубежных странах более распространена практика формирования специальных ГВБФ По сроку: Временные- после решения проблемы ликвидируются (в РФ были целевые бюджетные фонды: дорожный, экологический и др.); Функционирующие постоянно 6
-
2 вопрос. СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ
Их необходимость - гарантирование конституционных прав граждан на социальную защиту 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ (пенсионное страхование и обеспечение граждан) - федеральный 2. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (обеспечение пособиями временно нетрудоспособных лиц) - федеральный 3. Федеральный ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ФФОМС) 4. Территориальный ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ТФОМС) (финансирование деятельности медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги населению) Схема 3.40 7
-
ОТЛИЧИЯ ВЫПЛАТ ПО СТРАХОВАНИЮ ОТ ВЫПЛАТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СТРАХОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Охватывает лиц, в пользу которых в фонды поступают страховые платежи от страхователей и получающих средства или услуги при наступлении страхового события (выход на пенсию, болезнь и т.п.) Выплаты зависят от заработка Выплаты осуществляются без учета нуждаемости Охватывает определенную категорию или группу лиц (например, инвалиды, безработные, малообеспеченные граждане, семьи с детьми, ветераны ВОВ и т.п.) Выплаты не зависят от заработка Выплаты осуществляются после оценки нуждаемости граждан 8
-
Схема 3.40 Все социальные фонды функционируют в РФ с 1991 г. с переходом к рыночной экономике. До этого времени их не было. Являются юр. лицами, но их самостоятельность ограничена и полностью регламентирована государством(в отличие от деятельности других юр. лиц: АО, ООО и др.) Направления использования средств определены назначением фонда Общее управление фондом осуществляет Правление фонда С 2010г. контроль за поступлением страховых платежей осуществляет сам фонд (ПФ РФ и ФОСС) (не налоговая инспекция). Они вправе проводить проверки (аналогично ФНС) с применением мер взыскания (приостановление операций по счетам, арест имущества, принудительные взыскания) Проект бюджета фонда на 3 года и отчет о его исполнении составляет Правление, утверждает Федеральное собрание одновременно с федеральным бюджетом в форме закона. 9
-
Социальные внебюджетные фонды созданы во Франции, Японии, Австрии и др. В других странах социальная помощь населению оказывается из бюджета (Швеция, Канада) В смешанном виде : ГВБФ + «самоуправляемые» частные фонды социальной поддержки (США, Германия) Бюджет + частные фонды (в Италии, Испании) ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ 10
-
Доходы социальных ГВБФ с 2010г. имеют страховой характер
Главный – страховые взносы (вместо ЕСН) - уплачивают все работодатели, в т.ч. малый бизнес со спец налоговым режимом Тариф: с 2013г. – 30%на ФОТ с сумм до 415 тыс. руб. (индексируется), в 2010г. = 26% - в ПФР - 22%; - в ФСС - 2,9%; - в ФФОМС - 5,1%. 2. Ассигнования из бюджета (на финансирование отдельных расходов и покрытие дефицита) 3. Прочие доходы (от размещения временно свободных средств, штрафные санкции и пени) Схема 3.40 С 2010г. из-за неблагоприятной демографической ситуации перешли с налогового на страховой метод формирования социальных ВБФ, однако это не ликвидируют дефициты бюджетов: на 2010г. он составит 6% ВВП, в 2012г. 4,4% ВВП 11
-
3 вопрос. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Схема 3.42 НАЗНАЧЕНИЕ – аккумулировать денежные средства и обеспечивать обязательное пенсионное страхование и обеспечение граждан Пенсионный фонд РФ имеет 3 уровня: Федеральный – правление и исполнительная дирекция фонда; Региональные отделения; Районные отделения и отделы – на местном уровне. ГРУППЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПФ РФ УВЯЗАНЫ: с обязательным пенсионным страхованием с пенсионным обеспечением: обязательным и дополнительным 12
-
Таблица 3.1 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ обеспечивает компенсацию заработка, получаемого до выхода на пенсию. Ранее работавшие лица получают трудовую пенсию из 2 частей: страховая часть - не зависит от возраста, но зависит от заработка (на 2013г.=16% из части страх. тарифа для лиц 1967г. рождения и моложе; 22% - для лиц 1966г. и старше) 2. накопительная часть - зависит от возраста, заработка, результатов управления средствами. Формируется из части страхового тарифа только для лиц 1967г. рождения и моложе (6% из части страхового тарифа). Она обособляется и передается по выбору в Управляющую компанию (УК) для инвестирования на финанс. рынке: в государственную УК (ВЭБ) в частную УК в НПФ Вывод УК из управления накоплениями Изменение организационно–правовой формы НПФ - накопительные фонды и работу в рамках гражданско-правовых договоров, а не правил ПФ РФ 3) Отделение функций по управлению накоплениями из ВЭБ в гос накопительный фонд ВОЗМОЖНЫ 13
-
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮподлежат отдельные категории граждан: летчики гражданской авиации, работники ядерного оружейного комплекса ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮподлежат отдельные группы лиц: по тем или иным причинам не охваченные пенсионным страхованием (федеральные гос. служащие; военнослужащиеи др.) неработавшие, нетрудоспособные лица, в т.ч. инвалиды и др. (социальные пенсии) Герои СССР (РФ), Соц. Труда, участники ВОВ и др. (доплаты) Таблица 3.1 14
-
СТРУКТУРА ДОХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
Схема 3 .42 Таблица 3.1 2) Страховые взносы на выплату базовой и страховой части трудовой пенсии 1) Ассигнования из федерального бюджета, (на обязательное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, на покрытие бюджетного дефицита) Ок. 20% Более 72% 4) Прочие доходы (в т.ч. доходы отразмещения средств накопительной части трудовой пенсии на финансовом рынке) 3) Страховые взносы навыплату накопительной части пенсии Более 4% 0,05% С 2010г. страховые платежи не поступают в федеральный бюджет, а полностью зачисляются в ПФ РФ все виды пенсий выплачиваются из средств ПФ РФ 15
-
Инвестирование средств ПФ РФ с 2009г. Не только в гос. федеральные облигации в субфедеральные, инфраструктурные и ипотечные облигации, в корпоративные облигации, гарантированные ПФ (согласно рейтингу), валютные и рублевые депозиты В экономике наконец должны появиться длинные, инвестиционные средства из пенсионной системы Доходность ВЭБ: среднегодовая 2005-2008гг=5,84%, 2009г.=9,6% годовых, Частные УК до 135%, НПФ («Тройка Диалог») 93,76% годовых Доходность зависит от типа портфеля (долгосрочного роста, сбалансированный по риску и доходности и др.) Контроль над деятельностью УК многоуровневый: - ФСФР - Министерство здравоохранения и соц развития + над деятельностью негос УК и НПФ: ПФ РФ, учредитель 16
-
1) Расходы по обязательному пенсионному страхованию (базовая и страховая часть пенсии) 2) Расходы по обязательному пенсионному обеспечениюне застрахованных лиц (за счет федерального бюджета) 4) Расходы на оказание социальной помощи (инвалидам, пенсионерам, детям, нетрудоспособным и престарелым гражданам; пособия по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, Героям СССР, РФ, соц пособия на погребение и др.) СТРУКТУРА РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА (до 2010г.) Схема 3.42 Таблица 3.1 Ок 78% Ок 6% Ок 10% 3) Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению Ок 1% 5) Прочие, в т.ч. расходы на формирование «материнского» капитала, управление Ок 4% 17
-
Структура расходов Пенсионного Фонда в 2012 г. (всего 5 451,2 млрд.руб.)
18
-
Социальная результативность пенсионных систем в развитых странах
19
-
КОЭФФИЦИЕНТ ЗАМЕЩЕНИЯ (КЗ)
20
-
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ БЫЛИ ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ По доходам: В РФ на 1 пенсионера приходится 1,28 работающего, а к 2023г. прогнозируется 1:1 – причина низких пенсий. В результате был и прогнозируется в среднесрочной перспективе дефицит бюджета ПФ РФ По расходам: низкий коэффициент замещения Средняя пенсия 2010г. = ПМ (в Москве = 2ПМ – 2009г.) обеспечить среднюю пенсию для нынешних пенсионеров к 2010г. 1,5 ПМ, к 2020г. – 2,5 ПМ. 21
-
МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ И ИЗМЕНЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПФ РФ С 2010Г.:
Переход на страховой характер формирования ПФ и усиление страховых принципов: Пенсии целиком выплачиваются за счет средств ПФ РФ, не делится на базовую и страховую Страховая пенсия индексируются целиком 1 раз в год в случае появления дополнит-х доходов в ПФ РФ и инфляции более 6% за полгода , но не выше роста среднемесячной начисленной зар.платы; социальная пенсия индексируется на уровень инфляции В 2010г. проводится валоризации пенсии = единовременная индексация пенсий лицам, имеющим страховой стаж: + 10% от пенсионного капитала на 1 января 2002г. + 1% за каждый год стажа до 1991г.) – пенсии выросли на 13,8%, но проблема уравниловки Деление по группам инвалидности (как было до 2002г.), а не по степени ограничения трудоспособности (было в 2002-2009гг.) – у многих пенсионеров вырастут пенсии по инвалидности В результате к 2010г. КЗ приблизился к 40%, а средний размер пенсии составит 7964 руб. и достигнет прожиточного минимума пенсионеров 22
-
Недостатки нового этапа модернизации пенсионной системы Предлагаются решения (Центр стратегических разработок): Увеличено налоговое бремя на ФОТ и зарплата может уйти в тень Действующий порядок и тарифы страховых взносов обеспечат КЗ = 40% только до 2012г., а к 2020г. он станет ниже 28%, т.е. вернется на уровень 2009г. Увеличить страховой тариф до 37% к 2020г, а в дальнейшем до 42% - маловероятное решение 2. Направить ок. 15% госимущества на накопительные счета работающих и пенсионеров без ущерба для гос. функций (приватизация в социальном формате) – обеспечит: устойчивый КЗ = 40% стимулирует более поздний выход на пенсию и программу софинансирования компенсация потерь накопительной системы во время кризиса можно избежать повышения страховых тарифов и препятствий для развития предприятий в посткризисный период 23
-
РЕШЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕНСИОНЕРОВ: Увеличение накопительной части пенсий через программу добровольного пропорционального софинансирования пенсии: на каждую добровольно отчисляемую гражданами 1 тыс. руб. (но не менее 12 тыс. руб. в год) + эквивалентная сумма из федерального бюджета (но не более 12 тыс. руб. в год) в течение 10 лет (для работающих пенсионеров 1:5) Страховая пенсия с 2010г. дифференцируется в зависимости от величины страхового стажа для поощрения более позднего выхода на пенсию (концепция отложенной пенсии) : за каждый год сверх 30 лет стажа (норма МОТ) к пенсии + 6%, а за каждый год недоработки – 3% (расчет с прибавкой 6% только 1 раз – в момент выхода на пенсию Возможное решение - увеличение пенсионного возраста 24
-
4 вопрос. ФОНД ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (ФОСС)
ЦЕЛЬ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - аккумулировать денежные средства и способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе. УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ осуществляет Правление фонда при участии общероссийских объединений профсоюзов Схема 3.42 25
-
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
А)ВЫПЛАТА ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПОСОБИЙ 3 вида выплат: Пособия и выплаты по временнойнетрудоспособности: А) по общим заболеваниям и уходу за больными Б) в связи с материнством (по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до 1,5 лет) Размер пособия по больничному листу зависит от общего трудового стажа(свыше 8 лет -100%, 5-8 лет – 80%, меньше 5 лет -60%) и з/платы, при этом максимальный размер пособия установлен с 2010г., исходя из макс годовой з/платы 415 т.р. (для уплаты страховых платежей) В) в результате производственной травмы или проф. заболевания (ежемесячные, единовременные) - размер пособие не зависит от стажа и зарплаты (учтены причины нетрудоспособности ) Санаторно-курортное долечивание работников и их детей по отдельным заболеваниям, соц. пособия на погребение Социальная помощь семьям, имеющим детей Схема 3.42 Соц страхование Соц обеспечение (гл. образом за счет МБТ) 26
-
Б) ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ Санаторно-курортное лечение работников с вредными и опасными условиями труда; Приобретение специальной одежды и обуви для них, смывающих и обезвреживающих средств; Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; Расходы по обеспечению снижения запыленности и загазованности; Содержание детских и юношеских спортивных школ. Схема 3.42 27
-
Формирование ресурсов ФОСС (до 2010г.)
Основной источник доходов – страховые платежи работодателей Безвозмездные поступления из федерального бюджета и ФФОМС на осуществление отдельных расходов (на оплату льгот и санаторно-курортного лечения ветеранам ВОВ, пострадавших от радиации, содержание спортивных школ и др.) Схема 3.43 Более60% Ок20% Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний. Ставки дифференцированы по 32 страховым тарифам (от 0,2 до 8,5% к начисленной зарплате) в зависимости от класса профессионального риска ок15% Прочие 4% 28
-
СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФОСС (до 2010г.)
Таблица 3.6 Пособия по временной нетрудоспособности, вкл. профзаболевания и страховые выплаты ок 50% Пособия, компенсации, доплаты семьям, имеющим детей, отдельным категориям граждан в рамках социальной политики и социального обслуживания, оздоровление детей Прочие (содержание аппарата управления, исследования, переподготовка кадров и др.) 13% 25% Предупредительные меры Пособия по беременности и родам, на детей (до 1,5 лет) 27% 4% Соц страхование Другие вопросы в области соц. политики 29
-
Структура расходовФонда социального страхования РФ в 2012 г. (всего 186,3 млрд. руб.)
30
-
5 вопрос. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ФОМС)
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ - аккумулирование средств и обеспечение конституционных прав граждан в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) ФОМС разделен на 2 уровня: Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) Территориальные фонды ОМС (ТФОМС),имеющие филиалы в поселениях. 31
-
Задачи фонда
ФФОМС – задачи более масштабные ТФОМС ОБЕСПЕЧИВАЮТ ТЕКУЩЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОМС Выравнивание условий деятельности ТФОМС; Финансирование целевых программ ОМС; Финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, развитию медицинской науки, улучшению материально-технического обеспечения здравоохранения и др. Финансирование медицинских учреждений по подушевым нормативам (зарплата медперсоналу, коммунальные услуги и т.п.) Разрабатывают правила ОМС. Дотации ОМСУ для достижения установленного на территории среднедушевого норматива потребления услуг в сфере здравоохранения. Согласовывают тарифы на медицинские услуги совместно с медицинскими ассоциациями и органами исполнительной власти. Осуществляют полномочия по программе дополнительного лекарственного обеспечения определенного законодательством круга лиц и др. 32
-
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
1) Система ОМС в РФ основана на принципе «общественной солидарности» а) Страховые взносы перечисляются за всех граждан, но используются только при обращении за мед. помощью б) Граждане с разным уровнем дохода, соответственно, с разным уровнем отчислений, имеют равные права на бесплатную медицинскую помощь. 2) Страхователями при ОМС являются: Для работающих граждан – работодатели; Для неработающего населения(дети, студенты, пенсионеры, инвалиды, безработные) – органы исполнительной власти всех уровней 3) ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС, которые обеспечивают «гарантируемый» государством объем и условия оказания гражданам медицинской и лекарственной помощи. Финансирование социальных гарантий возложено на местные органы власти 33
-
ДОХОДЫ ФФОМС 1. Страховые взносы работодателей 2. Ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ ОМС, медицинское обеспечение отдельных категорий граждан Страховые взносы работодателей из региональных бюджетов: на реализацию совместных программ, страховые взносы за неработающее население из ФФОМС – на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов из Пенсионного фонда РФ – на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров 3. Иные поступления (из территориальных бюджетов на софинансирование совместных программ, страховые взносы за неработающее население, пени, доходы от размещения временно свободных средств фонда и др.) ДОХОДЫ ТФОМС 34
-
РАСХОДЫ ФФОМС 1. На выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС по базовой программе ОМС 2. Софинансирование целевых программ (в т.ч. диспансеризация, прививки, охрана материнства и детства, обеспечение бесплатными лекарствами отдельных категорий граждан , комплекс программ в рамках нацпроекта «Здравоохранение) 3. Прочие (компьютеризация системы ОМС, содержание аппарата управления и др.) 35
-
Показатели бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, млрд. руб.
36
-
В зависимости от целей специальные ВБФ могут быть:
Экономические (ведомственные – отраслевые и межотраслевые); Инвестиционные; Научно-исследовательские ; Инновационные; Стабилизационные; Кредитные (для льготного финансирования отдельных отраслей) и др. Схема 3.38 6 вопрос. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 37
-
ЭВОЛЮЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВБФ В РОССИИ
К концу 1993 г. насчитывалось более 40 специальных ВБФ (экологический, дорожный фонд, Российский фонд технологического развития, фонды развития НИОКР по отраслям, борьбы с преступностью и др.) С 1994г. из-за недостатков (распыления государственных средств, неэффективного государственного контроля) большая часть ведомственных специальных ВБФ была консолидирована в соответствующем бюджете в виде целевого бюджетного фонда (ЦБФ) К 2003 г. все отраслевые фонды были упразднены В 2004 г. в составе федерального бюджета сформирован Стабилизационный фонд В 2006г.за счет профицита бюджета, экономии расходов по обслуживанию гос. внешнего долга в составе федеральногобюджетасформированИнвестиционный фонд В 2008г. Стабилизационный фонд разделен на 2 части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) По форме – счета, а не бюджеты (1-ыйпуть образования) 38
-
До 2008г. на региональном уровне специальные ВБФ формировались только за счет неналоговых доходов и были развиты С 2008г. органырегиональной власти и ОМСУ вправе направлятьотдельные неналоговые доходы, предлагаемые к введению в очередном финансовом году, на решение конкретных социально-экономических задач (т.е. их условно можно считать специальными бюджетными фондами). Однако в связи с переходом на казначейскую систему исполнения бюджетов ЦБФ упразднены, а статья 17 БК РФ «Целевой бюджетный фонд» утратила силу Мнение некоторых экономистов: Использование специальных фондов в местных бюджетах за счет добровольных взносов юридических и физических лиц (самообложения граждан) способствовало бы усилению роли меценатства. Эти фонды являются способом объединения средств бюджета, предприятий и населения. Схема 3.38 39
-
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД
Постановление Правительства РФ от 23.11.2005г. №694 «Об инвестиционном фонде Российской Федерации» НАЗНАЧЕНИЕ – гос. поддержка инвестиционных проектов на конкурсной основе, связанных с развитием инфраструктуры (в т.ч. социальной, куда не идет бизнес), имеющей общегосударственное значение или для выполнения международных соглашений. Положением о Фонде определены требования к инвестиционным проектам. 40
-
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД РФ
Постановление Правительства РФ от 29.12. 2007 года N 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда» ФОРМИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ: части нефтегазовых доходов, направляемых до достижения нормативной величины Фонда 7% ВВП; доходов от управления средствами Фонда ИСПОЛЬЗУЕТСЯ: для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в федеральном бюджете в случае падения цен на нефть (для покрытия ненефтегазового дефицита); для досрочного погашения внешнего долга До 1 февраля 2016 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Схема 3.39 41
-
ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РФ
Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 г. N 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» ФОРМИРУЕТСЯ ЗА СЧЕТ: 50% нефтегазовых доходов после достижения Резервным фондом нормативной величины 7% ВВП доходов от управления средствами Фонда (с 1.01.2010г. по 1.02.2016г. зачисляются в федеральный бюджет) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Только для поддержки пенсионной системы (на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда) С 2009г. – на покрытие общего дефицита на возвратной основе (кредиты госкорпорациям и КБ под залог их акций) Схема 3.39 42
-
Средства фондов подлежат обособленному учету Управляет средствами фондов МФ РФ в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, которое определяет валютную структуру и ежегодно состав инструментов инвестирования Средства фондов переданы на платной основе на депозиты ЦБ и вложены им: в валюту (по 45% активов в $ и евро и 10% в фунтах стерлингов) в облигации 14 иностранных государств (США и 13 стран З. Европы) (в 2008г.): иностранных правительств (80%), иностранных государственных агентств и ЦБ (15%), МФО (5%). 2 ДОКТРИНЫ: 1) внешняя (ставка на внутреннюю безопасность (инфляция, сдерживание значительного укрепления рубля) 2) экономическая (средства за рубежом) Схема 3.39 УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНДОВ 43
-
С 2009г. возможно вложение средств в банковские депозиты(вложены во ВЭБ на сроки до 2013 и 2019г. под 7% годовых) Размещение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) возможно и в более рискованные активы – корпоративные ценные бумаги Как антикризисная мера средства ФНБ размещались в 2009г. на российской фондовой бирже (куплены пакеты акций ведущих российских компаний по перечню организаций, определяемых Правительства РФ (будут в дальнейшем проданы) ОБЩАЯ ДОХОДНОСТЬ обоих фондов за 2008г. 5,4% годовых(рассчитана по корзине валют) - хорошая по сравнению с другими странами (у многих – отрицательная) 44
-
НАКОПЛЕННЫЕ СРЕДСТВА ФОНДОВ (без процентных доходов на начало года, трлн. руб.) ВСЕГО на 01.03.2013г. накоплено почти 5,27 трлн. руб. 45
-
СТАБИЛИЗАЦИОННЫЕ ФОНДЫ (суверенные фонды национального благосостояния) СУЩЕСТВУЮТ В РЯДЕ СТРАН:
Если в экономике существенную роль играет добыча полезных ископаемых (в основном — углеводородов) Созданы в 15 странах или отдельных регионах: США (штат Аляска), Кувейте, Норвегии, Венесуэле, Канаде (провинция Альберта), Чили, Омане и др. На их долю приходится около 60% всех активов суверенных фондов благосостояния К ним относятся Резервный фонд и ФНБ России II. За счет части экспортнойвыручки путем выделения некоторой суммы из международных резервов Китай Схема 3.40 46
-
Доля активов Стабилизационных фондов от ВВП, %, 2008
Величина стабилизационных фондов в РФ по сравнению с другими странами-нефтеэкспортераминезначительна Схема 3.40 Мировая практика: Средства зарубежных Стабфондов практически всегда инвестируются в зарубежные активы. Если фонд сформирован по типу Фонда будущих поколений, то они могут инвестироваться и вне нефтяной промышленности (Кувейт, Оман). Но все равно в рамках текущего бюджета они используются крайне ограниченно 47
-
РОЛЬ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ В МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
ПРОБЛЕМЫ: манипуляции рынками, получение доступа к новым технологиям В целом возможны контроль за компаниями зарубежных стран-эмитентов иугроза национальной безопасности и стабильности на мировом рынке, если действия этих фондов не будут прозрачными Однако, они помогают поддерживать ликвидность на мировых финансовых рынках (например, с середины 2007г. Фонды Сингапура, КНР, стран Персидского залива своими вливаниями оставили на плаву крупные банковские группы: UBS и Citigroup) Усиление протекционизма может повлиять отрицательно МВФ, ВБ и ЕС в 2008г. начали разработку «рамочных» условий свободной работы суверенных фондов на внешних рынках В США наибольшую угрозу видят военно-политическую. В связи с этим они намерены создать собственную систему выявления целей фондов и борьбы с их нежелательными инвестициями Схема 3.40 48
-
В России специальные фонды являются, в основном, стратегическими финансовыми резервами (по форме – счетами, а не бюджетами). Они имеют: определенный источник доходов - нефтегазовые, определенные направления использования, связанные с макроэкономической стабилизацией экономики и инвестициями ВЫВОДЫ В промышленно развитых странах роль специальных ВБФ усиливается. Созданы также специальные фонды на международном уровне. Наиболее широко распространены инновационные, инвестиционные фонды, отраслевые, в т.ч. фонды занятости, имеющие разный правовой статус. 49
-
Спасибо за внимание
50
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.