Содержание
-
Тема 9. Планирование хозяйственной деятельности и производственной программы предприятия
-
1. Сущность планирования. Классификация, виды планирования 2. Принципы и методы планирования. 3. Содержание, показатели производственной программы. 4. Производственная мощность: понятие, виды, методы определения.
-
1. Сущность планирования. Классификация и виды планирования
Планирование - одна из важнейших функций управления. В условиях рыночной экономики роль планирования возрастает.
-
Планирование – это управленческая деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления предприятием, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
-
Сущность планирования
В широком смысле Планирование - принятие комплекса решений, относящихся к будущим событиям, определение целей, задач, стратегии предприятия. В узком смысле Планирование - это составление специальных документов (планов), определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.
-
Цели и задачи планирования
Цель планирования – обеспечение конкурентного преимущества предприятия и извлечение собственной выгоды в рыночной экономике.
-
Задачи планирования: - предвидение вероятных рыночных тенденции формирование программы, ориентированной на запросы потребителей; обеспечение выпуска продукции высокого качества; непрерывное повышение эффективности производства; выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства; применение наиболее экономичных технологий и оборудования; согласование действии с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия
-
Планирование– одна из приоритетных функций управления, заключающаяся: - в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, программ, проектов и планов, - в обосновании их оптимальности, - обеспечении возможности и проверки их выполнения, в стимулировании сбора, анализа и использования необходимой информации, в совершенствовании контроля за ходом деятельности предприятия
-
Классификация планов предприятия
Классификация планирования направлена на четкое их разделение в зависимости от: размера предприятия, используемых ресурсов, отраслевых особенностей.
-
1. С точки зрения обязательности плановых заданий: - Директивное- принимаемые решения носят обязательный, адресный характер. Индикативное – принимаемые решения носят направляющий, рекомендательный характер. Индикаторы –это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики.
-
2. По временной ориентации идей планирования: Реактивное- нацелено в прошлое, ориентируется на опыт, осуществляется «снизу вверх» Инактивное- ориентировано на настоящее, цель- поддержание текущего состояния дел
-
Преактивное- ориентировано на будущее и будущие изменения Интерактивное- основано на взаимодействие всех лучших идей планирования
-
3. По горизонту планирования: Долгосрочное –определяет общую стратегию развития. Результатом являются: формулирование целей, составление долгосрочных проектов, принятие долгосрочной политики в основных областях развития предприятия. Срок- 5 и более лет
-
Среднесрочное – конкретизирует ориентиры, определенные в долгосрочном плане. Срок – от 2 до 5 лет Краткосрочное – детализирует показатели среднесрочного планирования, разрабатывает основные разделы плана. Срок- 1 год.
-
4. По содержанию плановых решений 1) стратегическое – ориентировано на долгосрочную перспективу. Цель СП- создание потенциала для развития предприятия с учетом динамично изменяющейся внешней и внутренней среды. Результатом СП- разработка перспективных целей и выработка средств их достижения.
-
2) тактическое – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей в достижении стратегических целей. 3) оперативно-календарное- процесс конкретизации текущего (краткосрочного) плана, доведение его до подразделений, обеспечение контроля и организация ритмичной работы предприятия.
-
4) Бизнес планирование. Бизнес-планы разрабатываются с целью: экономического обоснования выпуска новой продукции, внедрения новой техники, открытия нового бизнеса и т.д. Бизнес-план — это документ, описывающий все основные аспекты будущего коммерческого мероприятия, проблемы с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.
-
Бизнес-план позволяет: всесторонне обосновать тот или иной проект или мероприятие; разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.
-
Бизнес-план — это внутрифирменный и внешний документ. Он необходим для получения кредита и иностранных инвестиций. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Он может содержать более 10 разделов. Принятые бизнес-планы включаются в план развития предприятия на текущий период.
-
2. Принципы и методы планирования
Принципы планирования –определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. - Принцип необходимости Принцип единства Принцип непрерывности Принцип гибкости Принцип точности Принцип участия И другие (самостоятельно)
-
Методы планирования характеризуют систему логических и вычислительных средств и приемов, применяемых для выполнения определенных действий над исходными данными в установленной последовательности с целью получения результата
-
.
Основными методами являются: - нормативный –планирование показателей осуществляется на основе прогрессивных, обоснованных норм и нормативов - балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования
-
- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее. определяет промежуточные плановые показатели; - факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменения плановых показателей:
-
- матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ, методы: графический, линейного программирования, прогнозирование, имитационное моделирование. -
-
сетевой - это способы и приемы, позволяющие на основе применения сетевого графика рационально осуществлять процесс планирования программно-целевой применяется при разработке стратегии предприятия, концепции его развития. - И др.
-
3. Содержание, показатели производственной программы.
Производственная программа предприятия - научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе портфеля заказов Целью ПП является – своевременное обеспечение потребителей (клиентов)в требуемой качественной продукции
-
Производственная программа состоит из двух разделов
план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.
-
Исходной базой для формирования производственной программы являются:
Стратегический план, Прогноз выпуска продукции, Результаты маркетинговых исследований целевого рынка и уточнение спроса на новую продукцию, Портфель заказов.
-
Измерителями показателей производственной программы являются:
натуральные (штуки, тонны, метры) условно-натуральные (добыча и производство топлива – в тоннах условного топлива, стеновых материалов – в штуках условного кирпича, производство консервов – в условных банках) трудовые (часы и минуты рабочего времени) стоимостные
-
Показатели производственной программы
1. Номенклатура и ассортимент продукции Номенклатура – укрупненный перечень наименований изделий, т е группа изделий, которые характеризуют основные направления производства. Ассортимент – разновидность определенных групп продукции, имеющих одинаковое назначение.
-
2. Объем выпуска в натуральном выражении: а) товарной, б) реализованной, в)валовой, г)чистой продукции
-
а) Товарная продукция (ТП)
продукция, прошедшая все стадии обработки, принятая службой технического контроля качества, упакованная к отправке, сданная на склад и снабженная сдаточной документацией.
-
Объем ТП включаетстоимость:
готовых изделий (СГП); полуфабрикатов и продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску на сторону (СПФстор); работ и услуг промышленного характера, (СУ).
-
Стоимость товарной продукции определяется: СТП = СГП + СПФстор + СУ где СТП – стоимость товарной продукции, руб.; ТПi= ГПi где ТПi – товарная продукция i-го вида (i=1, 2, 3 … n) ГПi– готовая продукция i-го вида (i=1, 2, 3 … n)
-
б) Реализованная продукция (СРП)
это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
-
Объем реализованной продукции определяется: РПi= ТПi + ОНРПначi- ОНРПконi где ОНРПначiи ОНРПконi – остатки готовой продукции i-го вида на складе предприятия и в отгрузке на начало и конец планируемого периода, руб.;
-
в) Валовая продукция
включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.
-
Стоимость валовой продукции определяется: СВП = СТП ± ∆ОНЗП где СВП – стоимость валовой продукции ∆ОНЗП – изменение остатков незавершенного производства в стоимостном выражении. ВПi = ТПi + (ОНЗПконi – ОНЗПначi) где ВПi – валовая продукция i-го вида (i=1, 2, 3 … n)
-
Незавершенное производство определяется: НЗП = q хТцхКнз где НЗП – незавершенное производство; q– среднесуточный выпуск продукции; Тц – длительность производственного цикла; Кнз – коэффициент нарастания затрат.
-
г) Чистая продукция
характеризует вновь созданную на предприятии стоимость (добавленную стоимость).
-
Стоимость чистой продукции определяется:
СЧП = СТП – МЗ – А СЧП = ЗП + Пб где МЗ – материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП – заработная плата с начислениями на нее; Пб – прибыль от реализации продукции.
-
4. Производственная мощность
максимально-возможный выпуск продукции при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства
-
При планировании определяют
входную мощность (Мвх ); выходную мощность (Мвых); среднегодовую мощность (Мср) показатели степени использования мощности.
-
Мвых = Мвх + Мвв - Мвыб где Мвв – вводимая производственная мощность, ед.; Мвыб– выводимая производственная мощность, ед.;
-
гдеt– число месяцев работы мощности. 4. Производственная мощность
-
Производственная мощность агрегата
где Ма - производственная мощность агрегата Фп- годовой плановый фонд времени работы Тшт – норма времени на изготовление единицы продукции (трудоемкость), ч. 4. Производственная мощность
-
Календарный фонд времени
Фк = 24·Дк где Дк- число дней в данном календарном периоде 24 – количество часов в сутках 4. Производственная мощность
-
Режимный или номинальный фонд времени
Фр = ( Дк – Дн)t где Дк - число календарных дней в году Дн - число нерабочих дней в году t – средняя продолжительность работы агрегата в сутки, ч. 4. Производственная мощность
-
Плановый фонд времени
tр – затраты времени на ремонт данного оборудования в процентах к режимному фонду; tп – затраты времени на наладку, переналадку, переброску оборудования в процентах к режимному фонду. 4. Производственная мощность
-
Производственная мощность участка (цеха)
где Му– производственная мощность участка (цеха) k – коэффициент перевыполнения нормы выработки n – среднегодовой парк оборудования. Ма - производственная мощность агрегата Т шт - норма времени на изготовление единицы продукции (трудоемкость), ч. 4. Производственная мощность
-
Коэффициент использования
Км = ТП / Мср где Км – коэффициент использования производственной мощности; ТП – годовой объем выпуска продукции; Мср – среднегодовая мощность. 4. Производственная мощность
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.