Содержание
-
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Смехнова Галина Петровна, 8-906-943-53-98
-
Тема 1. Теоретические основы дисциплины «Деловое общение»
1. Этические и психологические предпосылки и основы дисциплины «Деловое общение». 2. Понятие общения, его функции и характеристики.
-
Литература
Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М.: Эксмо, 2008. Покровская Е.А. Бизнес-коммуникации: учебное пособие. - М.: Дашков и К°, 2009. Руденко А.М. Деловые коммуникации: учебник/А.М. Руденко.- Ростов н/Дону: Феникс,2013. – 350 с. – (Высшее образование) СпивакВ.А. Современные бизнес-коммуникации. - СПб.: Питер, 2002. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/Л.Г.Титова.– М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2009.-271 с. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. - М.: Перспектива, 2005.
-
Литература (основная):
Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 415 с. Дополнительная: ВенедиктоваВ.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж делового человека. – М., 2009. Демидова Г.В. Управленческая психология. - М.: Академия, 2009. Меманн Элизабет. Коммуникация и коммуникабельность: пер. с нем. - М.: Гуманитарный центр, 2007. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство «Союз», 2009.-576 с. Островский Э.В. Психология управления. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008.
-
1.Этические и психологические предпосылки и основы дисциплины «Деловое общение».
Деловое общение как наука сформировалась к середине XX в. Её становление было обусловлено объективными социально-экономическими условиями и развитием философско-этического и психологического знания. В русле философско-этического знания сформировались ведущие этические традиции делового общения. Восточное, западноевропейское и российское.
-
Этические предпосылки формировались на протяжении многих веков. Одной из ведущих традиций ДО является восточная традиция, берущая свое начало со школы служилых людей Конфуция (середина Iв. до н.э.)
-
Этические идеи Конфуция обычно характеризуют, как теорию управления людьми на основе добродетели. Главное место здесь отводится концепции Жэнь (человеколюбие). Её центральный принцип «чего желаешь себе, того не делай и другим». Этот принцип положен в основу современных универсальных принципов ДО. «Относись к людям так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе». Только обладающие человеколюбием соблюдают этот принцип в общении с другими.
-
«Благородный муж ставит на первое место долг и справедливость, а неблагородный – только выгоду». В этой концепции Конфуций провозглашает важные принципы служилых людей, как благоверное отношение к делу, сдерживание себя. Он советует в общении держать два конца, но использовать середину. «Поиск среднего пути между противоречиями позволяет избежать чрезмерности, достигнуть компромисса», но на компромисс надо идти не путем лицемерия, не ради компромисса так такового, а в целях решения деловой проблемы.
-
Конфуций призывает в общении с людьми соблюдать меру. Проявлять строгость без жестокости, компромисс без лицемерия.
-
В восточной традиции важное место занимает этическое учение буддизма. В этом учении в косвенной форме изложены нравственные законы, которые включают «правильную речь», «правильное действие», «правильный образ жизни».
-
-
Особое место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама, и в том числе суфизм, который включает в себя такие принципы, как стремление человека к личной независимости и стремление к общению с людьми, что объединяет людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он с любовью относится к людям. Вследствие этого, суфизм предлагает отказаться от такого поведения, которое разделяет людей. Не высказывать недовольства, не создавать неловких ситуаций в общении с людьми и т.д. Таким образом, этическая восточная традиция заложила основы гуманистического делового общения.
-
Западноевропейская этическая традиция включает две тенденции: гуманистическую и прагматично-утилитаристскую тенденции. Гуманистическая традиция утверждала принципы гуманистического отношения в деловой среде. Она берет свое начало в античной философской мысли, в которой человек выступает «как мера всех вещей» (Протагор).
-
1. Гуманистическая утверждала принципы гуманистического отношения к деловой среде. И берет свое начало в античной философской мысли, в которой человек выступает «как мера всех вещей» (Протагор). Признавая за человеком свободу выбора, самостоятельного мышления, она ориентировала людей на благоразумные обдуманные поступки, на хорошее расположение духа.
-
Большой вклад в развитие гуманистической традиции внесли Платон и Аристотель, которые провозглашали добро, благородство, справедливость, умеренность, самообладание, которыми руководствуется знающий и мудрый человек, в общении с людьми.
-
Гуманистическая традиция в западноевропейской этической мысли была продолжена в трудах философов Нового времени. Наиболее обстоятельное обоснование тенденция получила в работах И.Канта, который связывает закон общения с рассмотрением человека, как цели самой по себе. Такой подход исключает использование человека другим человеком в качестве средства для достижении цели. Употребить другого человека, как какую-нибудь вещь, не позволяет обманывать, тем более калечить, губить или убивать.
-
Этот закон исключает самоубийство, так как оно не совместимо с идеей человека, как цели самой по себе. Кант считал, что моральный закон свят, хотя сам человек не свят, но моральный закон позволяет человеку подняться над самим собой в общении с другими людьми.
-
Зарождение прагматично утилитаристской традиции в Западной Европе связано с именем Н.Макиавелли(итальянский мыслитель XVI в.) основным постулатом которого, является принцип: политика и мораль не пересекающиеся плоскости, и потому для завоевания и удержания власти любые средства оправданы. Основной принцип макиавеллизма – цель оправдывает средства. Этот принцип стал основополагающим для экономический теорий конца XVIII – XIX вв.
-
Макиавеллизм фактически содействовал устранению этических принципов из одного вида профессиональной деятельности - политической. В рамках этой теории классиками экономики А.Смитом, Д. Рикардо и другими учеными был создан образ «экономического человека» (homoeconomicus), который руководствуется в своей деятельности, только одним мотивом – экономической выгодой. А всякие социальные, моральные, факты хозяйствования могут вообще не учитываться или игнорироваться. Такой подход объясняется экономической рациональностью.
-
Психологические предпосылки и основы дисциплины «Деловое общение»
В становлении науки ДО решающую роль сыграли психологические предпосылки, которые позволили обосновать психологический базис ДО. В конце XIX в. – начале XX в. сформировались такие фундаментальные психологические теории: общая психология социальная психология психология личности (персоналогия). Большое значение для формирования теоретического базиса дисциплины «Деловое общение» имеют такие специальные психологические теорий, как психодиагностика, организационная психология, экономическая психология, профессиональная психология.
-
Существенное влияние на формирование данной науки оказали такие психологические теории как психология народов, психология масс и теория об инстинктах социального поведения. Несколько десятилетий спустя огромное влияние на нее оказал психоанализ З.Фрейда, бихевиоризм и др. Нельзя не отметить большой вклад в исследование проблем психологии наших соотечественников Бехтерева, Павлова, Ухтомского и Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и др.
-
Организационная психология изучает социально-психологические особенности поведения людей в организациях и социально-психологические характеристики самих организаций. Предпосылкой организационной психологии стала концепция научного управления американского инженера Ф.Тейлора, которая была ориентирована на модель экономического человека, который изначально нацелен лишь на удовлетворение первичных потребностей с помощью таких стимулов, как деньги, административные санкции, экономические вознаграждения.
-
Вклад Тейлора в организационную психологию состоит в том, что он сформулировал общие принципы организационного труда: проектирование наиболее рациональных приемов труда, определяющие трудовые задания с учетом экономического стимулирования работника, создание наилучшей системы учета и контроля. Профессиональная психология изучает психологические основы профессиональной деятельности. Конкретные ее виды и функционированное состояние деловых партнеров, как субъектов труда.
-
В область этой психологии входит исследование профессионализма, профессиональной компетентности, профессиональной деформации личности, а также феноменов как, психологическая готовность к деятельности, утомление, психологический стресс и т.д.; знания, которые позволяют избегать в деятельности личности и коллектива, непрофессионализма и дезорганизации поведения в экстремальных ситуациях, организовывать продуктивную деятельность в рабочих группах.
-
Экономическая психология исследует психологические процессы, лежащие в основе экономического поведения людей – такое поведение, в котором доминируют экономические потребности и решения, их обусловленность и последствия. Экономическая психология изучает влияние внешних экономических факторов на поведение людей. Наиболее активно проблемы экономической психологии стали разрабатываться в середине XXв.
-
Таким образом, развитие теорий позволило всесторонне исследовать психологические процессы, лежащие в деловом общении, способствующие конструктивным отношениям и их продуктивности.
-
Проблемы социальной психологии и науки деловое общение тесно взаимосвязаны. Именно в рамках социальной психологии началось обстоятельное исследование такого очень важного социально-психологического феномена, как общение, его структура содержания и основные функции. В рамках социальной психологии разработаны такие феномены перешедшие в ДО, как рабочая группа, социально-психологический конфликт, коммуникация, конформизм, а также многие термины, состоящие терминный базис науки ДО.
-
Разработка особенностей психологических процессов, связанных с деловым общением, сопровождалось на основе социально-психологических теорий, таких как психология толпы, психология масс и другие.
-
2. Понятие общения, его функции и характеристики.
Деловое общение – это коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения
-
Деловое общение – этопроцесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию поставленной цели.
-
Предмет делового общения – является дело. Содержание делового общения – социально значимая совместная деятельность людей, которая может быть связана с производством материальных или духовных продуктов, созданием и предложением разного рода услуг (маркетинговых, финансовых, образовательных, информационных и т.п.). Цель делового общения – организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности, т.е. созданиеоптимальных условий для плодотворного сотрудничества, успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельнымисотрудниками.
-
Цель делового общения подчиняется определенной производственной, научной или коммерческой задаче
Основная задача деловой коммуникации заключается в продуктивном сотрудничестве и улучшении отношений с партнерами, взаимодействие с которыми определяется обменом информацией и носит информационный или дисциплинарный характер, направленный на достижение совместного результата.
-
Специфика делового общения:
в процессе делового коммуникаций осуществляется взаимное психологическое влияние партнеров; деловые коммуникации является способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений; в деловой коммуникации общение между субъектами осуществляется на основе формально-ролевого принципа взаимодействия с учетом должностных ролей и статусных функций.
-
в процессе делового общения осуществляется взаимное психологическое влияние партнеров; деловое общение является способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений; в деловом общении коммуникация между субъектами осуществляется на основе формально-ролевого принципа взаимодействия с учетом должностных ролей и статусных функций.
-
Принципы успешной коммуникации:
принцип кооперативности (кооперации) – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; принцип качества информации – «не лги»; принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; принцип ясности – «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; принцип слушания - «умей слушать и понять нужную мысль»; психологический принцип – «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
-
Общение разнообразно по своим видам, формам и типам. В зависимости от содержания общение может быть: Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности. Когнитивное – обмен знаниями. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
-
В зависимости от целей выделяют: Биологическое, необходимое для сохранения и развития организмов, связано с удовлетворением основных физических потребностей. Социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Подвиды: Личностное общение – сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека. Инструментальное – преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – служит средством удовлетворения потребности в общении.
-
Формы общения
Прямое и косвенное Непосредственное и опосредованное Межличностное и массовое
-
Типы общения
-
-
ФУНКЦИИ
-
-
СТРУКТУРА
-
Важную роль в коммуникативном процессе играет обратная связь – информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Использование обратной связи является одним из важнейших способностей человека.
-
Важную роль в коммуникативном процессе играет обратная связь – информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Использование обратной связи является одним из важнейших способностей человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.