Содержание
-
Тема «Разработка систем управления качеством»
ЛЕКЦИЯ
-
План:
Разработка систем менеджмента качества на предприятиях. Внедрение систем менеджмента качеством. Внутренний аудит систем качества.
-
Разработка систем менеджмента качества на предприятиях
Вопрос 1
-
Система менеджмента качества (СМК)
- это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции. Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в международных стандартах ISO серии 9000.
-
СМК
- это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
-
Преимущества внедрения СМК:
повышение управляемости компании; конкурентоспособность и качество продукции и услуг; снижение издержек; создание клиентоориентированной компании .
-
-
«Треугольник» документов системы менеджмента качества:
-
Документы системы менеджмента качества:
Приказы и положения по предприятию, относящиеся к СМК: «О совершенствовании системы качества», «О представителе руководства», «О руководителе проекта», «О службе системы качества». 2. Программа реализации проекта, раскрывающая ответственность должностных лиц за процедуры 3.Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные руководством
-
Документы системы менеджмента качества:
Процедуры системы качества Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества План качества - документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту Рабочие инструкции, связанные с качеством Контрольные инструкции, связанные с качеством
-
Элементы СМК для внедрения в деятельность компании:
Разработка политики в области качества - документ, в котором необходимо сформулировать цели и задачи СМК, а также принципы их достижения; Соответствующая «Политике в области качества» система взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;
-
нормативные документы, описывающие и регулирующие бизнес-процессы деятельности в рамках СМК; эффективный механизм реализации требований, регламентированных нормативной базой; подготовленный персонал организации.
-
Модель СМК
-
-
Процесс внедрения СМК
-
Разработка систем менеджмента качества на предприятиях
организационная структура, обязанности и полномочия персонала, ресурсы, рабочие процедуры, документация. внедрение систем менеджмента качеством.
-
-
Внедрение систем менеджмента качеством
Вопрос 2
-
Этапы построения СМК:
Этап 1. Решение руководства прием решения о внедрение проекта СМК извещение сотрудников ; прием мер по внедрению СМК; сформулировать цели построения СМК; определить процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества; зафиксировать в документе «Политика в области качества».
-
Этап 2. Обучение персонала
изучение персоналом теорию менеджмента качества, стандарты ISO серии 9000, освоить теорию процессного подхода, а также основные требования к внедрению СМК. Обучение проводит консультант или сотрудник, имеющий опыт постановки СМК.
-
Этап 3. Формирование программы внедрения СМК
описание этапов внедрения; список ответственных за каждый этап проекта бюджет внедрения СМК (расходы на сертификацию, услуги консультантов, обучение персонала и т.д.) создание процедуры оценки внедрения СМК (критерии оценки).
-
Этап 4. Описание и оптимизация бизнес-процессов
Описать наиболее важных бизнес-процессов СМК (инф. средства по данным интервью); Оптимизировать описанные бизнес-процессы (устранить все несоответствия, разработать новые процессы). Разработать систему показателей, процедуры, для реализации и мониторинга процесса «Оценка удовлетворенности потребителей».
-
Этап 5. Разработка нормативной документации СМК
Формирование регламентов и процедур по СМК, Разработка «Политики в области качества» Разработка «Руководство по качеству»: положения, в рамках СМК: разграничение зон ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения жалоб т.д.
-
Процесс создания СМК должен рассматриваться с точки зрения требований ISO 9001.
-
Этап 5. Разработка нормативной документации СМК
5. Разработка «Общесистемные документированные процедуры» (ISO 9001) Процедуры: управление документами; управление данными (записями); управление аудитом СМК; управление продукцией, не соответствующей стандартам (процесс выявления брака и порядок его утилизации); управление мероприятиями, корректирующими несоответствия; управление мероприятиями, предупреждающими появление несоответствий.
-
6. Разработка правила эффективного планирования и реализации процессов и управления ими Документы: рабочие методики; должностных инструкций работников; технологические карты процессов. Основанием «пирамиды» документов являются данные: отчеты о проделанной работе; записи в журналах операций; документальная основа ежедневной работы сотрудников.
-
Схема формирования документации СМК:
-
Этап 5. Разработка нормативной документации СМК
Требования при составление нормативной документации : учитывать требование стандарта ISO 9001; в документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации; требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), наличие программы повышения уровня сотрудников; разработка системы мотивации сотрудников и т. п. организация систем электронного документооборота.
-
Этап 6. Тестирование СМК и внутренний аудит
опытная эксплуатация СМК (запуск процессов контроля процесса закупок, затем производства и т. п.) проведение внутреннего аудита - специальных процедур по проверке работы СМК (возможно, раз в неделю), затем реже (один раз в месяц или даже в квартал).
-
Цели внутреннего аудита предполагают:
фиксация количественных показателей качества (% брака, показатель удовлетворенности клиентов, % возврата и т. п.) к которым необходимо стремиться; использование аналогичных показателей лидеров отрасли. выявление несоответствия между текущей работой и требованиями стандарта; корректировка работы сотрудников, нормативной документации для избежания отклонений.
-
Этап 7. Получение сертификата СМК
Подача заявления в сертификационный орган Документы для сертификации СМК: заявление о сертификации; документы по СМК («Политику в области качества», «Руководство по качеству»; схему орг. структуры компании, документированные процедуры и др.); перечень основных потребителей и поставщиков предприятия.
-
Сопровождение СМК
-
Сроки проведения сертификации СМК:
Проведение экспертизы в течение месяца Работы сертификационного органа: визит представителей сертификационного органа, выявление несоответствий, устранение несоответствий организацией от 1-4 месяцев. Многие органы сертификации не принимают положительного решения о статусе СМК, если она не внедрена и не функционирует в течение 9-12 месяцев.
-
Проведение сертификации и выдача сертификата – 1 месяц. Повторные (наблюдательные) аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью.
-
-
-
Внутренний аудит систем качества
Вопрос 3
-
-
Основными функциями службы внутреннего аудита:
проверка достаточности и соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системы внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.); экспертиза правильности организации, достоверности бухгалтерской отчетности;
-
анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность предприятия; организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов.
-
-
Цели внутренней аудиторской проверки
оценка эффективности функционирования СМК и определение возможностей и путей ее улучшения; выявление несоответствий в СМК (процедурах, процессах, продукции) установленным требованиям;
-
определение всех причин выявленных несоответствий (основных, дополнительных, сопутствующих); проверка и оценка эффективности корректирующих мероприятий по результатам предыдущих проверок.
-
Бизнес-процесс «Планирование внутреннего аудита СМК»
-
Самостоятельная работа
Современный опыт внедрения СМК в деятельность компании. Построение системы менеджмента качества (просмотр Интернет –видеоролика). Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.