Содержание
-
Финансы и кредит
- Тема 4.
- Бюджет и бюджетная система РФ
-
Сущность бюджета
- Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
-
Характерные черты бюджета
- - как объективная экономическая категория
- - как система денежных отношений
- -как основной финансовый план
- - как инструмент финансовой политики государства
-
Функции бюджета
- - образование бюджетного фонда
- - использование бюджетного фонда
- - контрольная
-
Бюджетная система
- Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов разных уровней, основанная на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.
-
Структура бюджетной системы РФ (ст. 10 БК)
- федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (бюджеты МО).
-
Принципы бюджетной системы РФ (ст.28 БК)
- принцип единства бюджетной системы
- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- принцип самостоятельности бюджетов
- принцип сбалансированности бюджета
- принцип достоверности бюджета
- принцип гласности
-
Консолидированный бюджет Свердловской области
- Консолидированный бюджет Свердловской области
- Областной бюджет
- Местные бюджеты
- Городские
- округа
- Муниципальные
- районы
- Поселения
-
Формирование доходной части бюджетов
- Налоговые доходы
- Неналоговые доходы
- Безвозмездные перечисления
-
Функциональная классификация расходов бюджета
- По участию в общественном воспроизводстве
- По целевому назначению
- По отраслям
- По организационному признаку
- По уровню управления
-
Бюджетный процесс
- Бюджетный процесс представляет собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.
-
Участники бюджетного процесса
- Президент Российской Федерации;
- Органы законодательной власти;
- Органы исполнительной власти;
- Органы денежно-кредитного регулирования;
- Органы государственного и муниципального финансового контроля;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- Иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
-
Стадии бюджетного процесса
- Составление проектов бюджетов;
- Рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
- Казначейское исполнение бюджетов ;
- Составление отчета об исполнении федерального бюджета.
-
Межбюджетные отношения
- Межбюджетные отношения- отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
-
Принципы межбюджетных отношений
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
-
Уровень бюджетной обеспеченности
- УБО = ИНП / ИБР,
- где
- ИНП – индекс налогового потенциала
- ИБР – индекс бюджетных расходов
- Дотации из федерального бюджета предоставляются субъектам РФ, имеющим уровень бюджетной обеспеченности ниже установленного Правительством РФ критерия.
-
Бюджетный федерализм и бюджетная самостоятельность
- Федеральный бюджет + ГВБФ
- Бюджеты субъектов РФ + ТВБФ
- Местные бюджеты (бюджеты МО)
- Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов.
-
Формы межбюджетных трансфертов
- Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности.
-
- Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
-
- Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
-
Виды бюджетных систем
- Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти.
- Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая самостоятельность территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов.
-
Модели построения бюджетных систем государства
-
Отличия федеративных и унитарных бюджетных систем
-
Дефицит бюджета
- Активный– это бюджетный дефицит, который заложен при утверждении бюджета.
- Пассивный – дефицит вызванный сокращением государственных доходов в результате падения экономической активности в течении отчетного периода.
-
Параметры бюджетного дефицита
-
Факторы возникновения бюджетного дефицита
- Увеличение темпов финансирования социальных расходов по сравнению с темпом прироста валового внутреннего продукта
- Осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры
- Наращивание военных расходов
- Кризисные явления в экономике
- Чрезвычайные обстоятельства (война, форс-мажор)
-
Методы управления дефицитом
- Разработка четкой программы финансовых мероприятий, направленных на обеспечение стабилизации рубля. (Стабильные деньги – основа экономического подъема).
- Поиск эффективных источников покрытия бюджетного дефицита (займы, ценные бумаги и т.д.)
- Контроль за развитием бюджетной и экономической ситуации, обеспечивающий приведение бюджетного дефицита к оптимальному размеру 3-5% от величины ВВП
- Сокращение военных расходов
- Разработка механизма секвестра (т.е. пропорционального снижения расходов по всем статьям) и обеспечение его неукоснительной реализации.
-
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
- 1) внутренние источники:
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- 2) внешние источники:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
-
Источники финансирования дефицита регионального бюджета
- 1) внутренние источники:
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты, полученные от кредитных организаций.
- 2) внешние источники: определяются в соответствии с законодательством РФ
-
Источники финансирования дефицита местного бюджета
- внутренние источники:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- кредиты, полученные от кредитных организаций.
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.