Содержание
-
МОУ «Копыловская средняя общеобразовательная школа» Томского района
«Новая система оценки качества» pptcloud.ru
-
Цель проекта: разработать критерии оценки уровня компетентности учителя.
-
Задачи: 1. Изучить, проанализировать информацию по теме «Новая система оценки качества»; 2.Выделить из общего понятия «компетентность» те направления (компетенции), которые могут быть оценены в баллах. 3.Разработать критерии оценки компетенций и уровня компетентности учителя.
-
Область изменения: формирование новой парадигмы результата образования через компетентностный подход в системе оценки качества профессионального мастерства учителя.
-
Нормативно-правовое обеспечение
Закон РФ «Об образовании». Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Положение о региональном мониторинге качества образования в образовательных учреждениях общего образования Томской области (Приложение к приказу Департамента общего образования Томской области от 30.05.2008 г. № 800)
-
Постановление Администрации Томской области о новых системах оплаты труда работников областных государственных учреждений от 31 марта 2008г. № 66а. Приложение к приказу Департамента общего образования Томской области от «07» августа2008 г. № 1005 (Региональная программа мониторинговых исследований на 2008-2010 годы).
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. Закон об образовании в Томской области (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 25.10.2001 № 1024). Постановление Администрации Томской области от 07.03.2008 №52а.
-
Изменения нормативно-правовой базы после реализации проекта
На муниципальном уровне изменения будут внесены в документ, регулирующий распределение стимулирующего фонда оплаты труда. На муниципальном уровне разработано Положениео мониторинге качества образования в условиях новой системы оплаты труда.
-
Компетентностный подход в образовании:теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя (теоретическое обоснование проблемы).
-
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX - XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала.
-
«Изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов» (из материалов НОЦ «Институтаинноваций в образовании» ТГУ)
-
Изменяются педагогические цели, и, как следствие, меняются требования к результату образования, рассматриваемого в современной научной литературе как некий интегральный социально-личностно-поведенческий феномен. В качестве общего определения такого результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция /компетентность».
-
Этапы становления компетентностного подхода в образовании
Первый этап (1960-1970 гг.) Введение в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. Второй этап (1970-1990 гг.) Использование категории компетенция/компетентность в теории и практике обученияпрофессионализму в управлении.
-
Третий этап Исследование компетентности как научной категории применительно к образованию было начато в 90-е годы прошлого века. Появление работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
-
В 2006 году в результате изучения материалов московского конкурса «Строим школу будущего» было установлено, что профессиональная деятельность учителей-призеров реализуется в следующих шести направлениях:
-
1. Расширение практики применения новых образовательных технологий в предметном и надпредметном обучении. Лучшие учителя используют весь спектр информационных технологий, возможность конструирования индивидуальных и групповых образовательных ресурсов — интерактивная обучающая анимация, презентации, в том числе с использованием интерактивных досок, видеоуроки; специализированное точное оборудование — датчики, модели, обучающие конструкторы; возможности дистанционных средств образования, телеконференции, интернет-технологии.
-
2. Усложнение методических схем предметного преподавания. Изменение формы оценки результатов обучения в средней и старшей школе — введение ЕГЭ— ставит перед учителями новые задачи обеспечения качества образования в рамках предметного преподавания. Результатом творчества лучших учителей становится разработка новых форм преподавания предмета, в том числе: элективных тематических курсов, обеспечивающих прохождение программы на различных уровнях для разных групп учащихся с предоставлением возможности выбора, в том числе при организации профильного и предпрофильного образования; широкое использование метода учебных и исследовательских проектов, позволяющих интегрировать содержание предметного образования; разработка учителями специальных образовательных программ, направленных на подготовку к ЕГЭ.
-
3. Включение в преподавание учебных предметов нового содержания образования как предметного, так и надпредметного. В практике лучших учителей это представлено как: авторские разработки межпредметных интегрированных курсов; обучение ключевым компетенциям; обучение способам проектной и исследовательской деятельности; формирование способностей самоконтроля, самооценки, рефлексии в подростковой школе; разработка нового содержания экологического образования, в том числе за счет интеграции общеобразовательных предметов (географии, биологии, химии и т.д.); внедрение технологий «дебаты» и «РКМЧП» как элементов работы с пониманием способов приобретения знаний и критического осмысления знаний и опыта.
-
4. Внедрение образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся. Лучшие учителя активно используют технологии, позволяющие обеспечить максимальный эффект для каждой возрастной категории учащихся. Используются обучение в малых группах, блочно-модульное обучение, дискуссии, case-study, метод проектов, метод проблемного обучения, эвристический и исследовательские методы, разноуровневое обучение, развитие рефлексии, ролевые и деловые игры.
-
5. Обеспечение реализации социального заказа родителей и работодателей. Характерной особенностью деятельности современного учителя становится активное взаимодействие с родительской общественностью, а также образовательными институтами за пределами конкретного образовательного учреждения (вузами, научно-исследовательскими организациями и т.д.). Лучшие учителя активно вовлечены в работу по обеспечению: самоуправления образовательной организации; деятельности клубов выпускников; деятельностиродительских советов, иных форм управления образовательной организации; взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе с формированием совместных образовательных программ школы и вуза.
-
6. Расширение форм дополнительного образования в образовательных учреждениях. Новой характеристикой образовательного процесса становится активное взаимодействие и интеграция дополнительного и общего образования в рамках конкретного образовательного учреждения. Широко используются образовательные экскурсии, выезды, образовательный туризм.
-
Из всего вышесказанного следует, что для достижения новых образовательных результатов, востребованных в современном обществе, необходимы изменения в основных сферах жизни школы: учение-обучение, уклад школы как жизненного пространства, отношения образовательного учреждения с внешним окружением, изменение педагогического профессионализма, диагностика и мониторинг качества образования.
-
Основные положения проекта
Мы рассматриваем профессиональную компетентность, «с одной стороны, в качестве интегрального критерия качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, а с другой - как свойство личности, для которой характерны высокое качество выполнения трудовых функций, культура труда и межличностных коммуникаций, умение инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, а также готовность к принятию управленческих решений, к адаптации в новых условиях деятельности» (Г.В.Безюлева) .
-
Компетентность будем рассматривать как совокупность компетенций. Подкомпетенциейв самом общем смысле будем понимать личную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
-
Критерии определения компетентности и компетенции учителя
1.Обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию). 2.Обучение "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
-
Общепедагогические компетентностивключают:
повышение квалификации; быстрое оценивание ситуации и своих возможностей; самообучение; принятие самостоятельных решений и ответственность за них; адаптирование к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывание новых способов деятельности или трансформирование прежних с целью их оптимизации.
-
Ключевые компетенции учителя.
Всего в научной литературе выделяется 39 видов компетенций учителя. А.В.Хуторской выделяет семь основных компетенций: Ценностно-смысловая компетенция. Общекультурная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция. Социально-трудовая компетенция. Компетенция личностного самосовершенствования. Коммуникативная.
-
Технология внедрения в практику теоретического материала
Компетенции связаны с осуществлением действия и потому измеримы, причем некоторые из них могут быть измерены объективно, а некоторые - лишь субъективно.
-
Ключевые компетенции учителя, поддающиеся объективной оценке:
предметно-методологическая компетенция; психолого-педагогическая компетенция; компетенция в области здоровьесбережения; коммуникативная компетенция; компетенция в области управления системой «учитель-ученик».
-
Каждая из предложенных компетенций предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя составляющими, очень важными для учителя:
умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержании обучения и используя для самообразования (Когнитивная составляющая ), умением передавать свою информацию другим (Операционально-технологическая составляющая), культурой коммуникации при взаимодействии с людьми (Личностная, позиционно-ценностная составляющая ).
-
-
Предметно-методологическая компетенция
Когнитивная составляющая: - знание информации по базовым наукам, в области преподаваемого предмета; - ориентация в современных исследованиях по учебному предмету, - система знаний о информационно-дидактических ресурсах учебного процесса по предмету, их развивающем и социализирующем потенциале. схема
-
Операционально-технологическая составляющая - владение разнообразными методами предметной дидактики — в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др., - владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов; - умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими учащихся средствами предмета. схема
-
Личностная, позиционно-ценностная составляющая - осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; - осознание значения ресурсного подхода к организации учебно-познавательной деятельности ученика; - понимание значения информационно-технологической грамотности для современного человека; - стремление сформировать у учащихся осознанное отношение к ресурсам Интернета, к медиатехнологиям как средству трансляции информации, требующим критического осмысления. схема
-
Психолого-педагогическая компетенция
Когнитивная составляющая: - знание о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика — «чем ученик учится», - знания об особенностях познавательной сферы ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся. схема
-
Операционально-технологическая составляющая: - умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, - умение использовать знания об учебно-познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса. схема
-
Личностная, позиционно-ценностная составляющая: позитивная позиция учителя при оценке возможностей ученика: все «познавательные инструменты» ученика могут быть развиты, все имеют диапазон, внутри которого возможна положительная динамика развития. схема
-
Компетенция в области здоровьесбережения
Когнитивная составляющая: - знание теории и проектирования здоровьесберегаюшей образовательной среды (урок, кабинет, взаимодействие и т.д.); - система нормативно-правовых знаний, позволяющих на основе законов, положений, приказов, распоряжений и т.д. устанавливать ответственность учителя и ученика как субъектов образовательного процесса за организацию и результаты здоровьесберегающей деятельности. схема
-
Операционально-технологическая составляющая: - владение умениями конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик». схема
-
Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, - осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, связи знаний с системой ценностей; - осознание ответственности учителя за свое здоровье, как части личного и общего благополучия; - видение себя как психически, физически и нравственно здоровой личности. схема
-
Коммуникативная компетенция
Когнитивная составляющая: знание законов, приемов эффективного общения в полилоге, диалоге, монологе. схема
-
Операционально-технологическая составляющая: - владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме. схема
-
Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание ценности общения, - стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека — как ученика, так и коллеги. схема
-
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик».
Когнитивная составляющая: - знание об управлении как ведущей деятельности профессионала; - знание о педагогическом экспериментировании; - знание способов и форм профессионального самосовершенствования, - знание способов и форм обобщения и трансляции опыта, способов и форм самопрезентации. схема
-
Операционально-технологическая составляющая: - умение осуществлять педагогический анализ ресурсов, структурируя учебный материал, учитывая особенности контингента, возможности обустройства кабинета и т.д.; - умение проектировать цели для ученика - в ЗУНах, и для учителя - в управленческих формулировках; - умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, - умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию и т.д.;
-
- умение планировать, организовать, осуществлять и анализировать педагогический эксперимент; - способность к постоянному профессиональному совершенствованию, - способность транслировать собственный положительный опыт в различных формах, - умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. схема
-
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик».
Личностная, позиционно-ценностная составляющая: - осознание значения управления как ведущей деятельности человека; - стремление учителя сознательно осуществить выбор инновации для собственной профессиональной деятельности; - желание учителя реализовать собственный творческий потенциал; - желание учителя достичь высокой степени профессионализма;
-
- стремление учителя поделиться профессиональными находками и представить собственные достижения для использования их коллегами; - осознание учителем значения этих умений для собственного профессионального роста и в качестве ресурса профессионального роста коллег. схема
-
Характеристики, определяющие эффективность владения учителемобщепрофессиональными компетенциями
В связи с переходом на новую систему оплаты труда, при которой деятельность педагогических работников будет оцениваться в баллах, кажется целесообразным также в баллах оценивать и компетентность педагога, используя при этом знакомую и понятную каждому учителю пятибалльную систему. 5 - 4 б. - оптимальный уровень 3 - 2 б. - достаточный уровень 1 б. и ниже - критический уровень
-
-
Предметно-методологическая компетенция.оптимальный уровень
Учитель отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам, это отражено в оборудовании кабинета, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников. Учитель имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные… схема
-
Предметно-методологическая компетенция.достаточный уровень
Учитель использует, время от времени, материал педагогических публикаций для подготовки докладов, отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. схема
-
Предметно-методологическая компетенция.критический уровень
Учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов и преподавании своего предмета, не использует периодики. В основном учитель использует традиционные методики. схема
-
Психолого-педагогическая компетенцияоптимальный уровень
Учитель знает и использует знания о системе учебного успеха ученика, знает и реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика. схема
-
Психолого-педагогическая компетенциядостаточный уровень
Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины — нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником. схема
-
Психолого-педагогическая компетенциякритический уровень
Учитель имеет затруднения в оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха ученика. схема
-
Компетенция в области здоровьесбереженияоптимальный уровень
Учитель хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует знания в реальном учебном процессе. Владеет навыками использования здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и умениями организации учебно-воспитательного процесса для детей с проблемами здоровья. схема
-
Компетенция в области здоровьесбережениядостаточный уровень
Учитель недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму. схема
-
Компетенция в области здоровьесбережениякритический уровень
Учитель практически не владеет знаниями и умениями по здоровьесбрежению, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы. схема
-
Коммуникативная компетенцияоптимальный уровень
Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. У учителя практически не возникает проблем поведения учеников. схема
-
Коммуникативная компетенциядостаточный уровень
Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако, не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком. схема
-
Коммуникативная компетенциякритический уровень
Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следуя принципу эффективного общения. схема
-
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик».оптимальный уровень
Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. схема
-
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик».достаточный уровень
Учитель может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и может скорректировать цели, условия учебного процесса. схема
-
Компетенция в области управления системой «учитель-ученик».критический уровень
Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. схема
-
В основу измерения уровня компетентности педагога ложится карта самоанализа учителя, данные анкетирования родителей обучающихся и самих учащихся, объективные показатели образовательной деятельности педагогических работников, заключение экспертной комиссии при аттестации.
-
Перспективы развития
Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (предметные компетенции).
-
Предметные компетенции.
Компетенции научных знаний; Компетенции способов деятельности (умение действовать по образцу); Компетенции опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; Компетенции опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
-
Примеры предметных компетенций учителя.
Компетенции по математике. Компетенции по физике. Компетенции по русскому языку и литературе. Компетенция учителя иностранных языков. Компетенции по химии и биологии. Компетенции по физкультуре.
-
Целью следующего проекта может стать анализ предметных компетенций и определение критериев и способов их оценивания.
-
литература
Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: точка зрения психолога / Г.В. Безюлева // Профессиональное образование. - 2005. - № 12. Безюлева Г.В. Профессиональная компетентность: аспекты формирования / Безюлева Г. В., Н.В. Иванова, М.В. Никитин, Г.М. Шеламова. - М., Московский психолого-социальный институт. Федеральный институт развития образования, 2005. - 82 с. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. Гладик Н.В.Приоритетные направления и эффективные средства совершенствования профессиональной компетентности педагогов в здоровьесбережении школьников // Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе: Сб. матер, научной сессии ФПК и ППРО МПГУ (25 января 2007 г.). - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. -С. 135-140.
-
Гладик Н.В. Профессиональная компетентность педагога: контур содержания технико-технологического уровня // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сб.матер. Международ, науч.-практич. конф. — М.: МПГУ, 2006. — С. 146—149. Гришина И.В. Самооценка деятельности ОУ / И.В. Гришина, Е.Г. Курцева, В.Н. Волков // Управление качеством образования. — 2007. — №1. —С. 38-59. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлов, Э.Э. Сыманюк. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. Зимняя И.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.
-
Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.-№5. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с. Кальней В.А. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 354 с. Карапетова М.Н.Формирование педагогической компетентности преподавателя образовательных учреждений: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Российск. международ, академия туризма. — М., 2000. — 20 с. Катунович ТА.Основы самоорганизации в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности / Т.А. Каплунович, Л.А. Филиппова. - Великий Новгород: НРЦРО, 2004.-160с. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Мурманский гос.пед.унт.— Мурманск, 2007. — 21 с.
-
Ковалев Л.Ф. Совершенствование методической работы как инструмент модернизации общего образования // Методист. — 2003. — № 2. — С.6—8. Каптерев П.Ф.О свойствах учителя // Каптерев П. Ф. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982. - 704 с. Каплунович Т.А.Экспертиза педагогической деятельности в процессе аттестации кадров/ Т.А. Каплунович, Е.В. Федорова. — Великий Новгород: НРЦРО, 2003-68 с. Конти Т.Самооценка в организациях: Пер. с англ. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. - 328 с. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года № 1340-р// Инструктивно-методические рекомендации к 2006/2007 учебному году. Ч. 1. — М.: Центр «Школьная книга», 2006. — 304 с.
-
Коротков Э.М. Управление качеством образования. — М.: Академический проект, 2007. - 320 с. Корнешук Н.Г. Теоретико-методологические основы комплексной оценки качества деятельности образовательной системы: Автореф. дис. д-ра. пед.наук: 13.00.01. Магнитогорский гос. ун-т. — Магнитогорск, 2007. — 55 с. Левина М.М.Технологии профессионального педагогического образования. — М. Академия, 2001. — 272 с. Литвиненко Э.В.Мониторинг развития педагогического мастерства учителя / Э.В. Литвиненко, Н.В. Гладик // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сб. матер. Международ, науч.-практич. конф. — М.: МПГУ, 2006. — М., 2006. — С. 101-103. Майоров А.Н.Мониторинг социальной эффективности и условий деятельности образовательных систем // Школьные технологии. — 1999. — №5.-С. 84-115. Макарова Т.Н.Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях / Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.
-
Макарова Т.Н.Аттестация педагогических работников в образовательных учреждениях // Завуч. - 2005. - № 4. - С. 4-15. Малеева НИ.Диагностико-технологическое управление циклом профессионального совершенствования учителей в условиях методического объединения: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2003. - 242 с. Маркова А.К.Психология труда учителя.— М.: Просвещение, 1993. — 192 с. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с. «Московские инновации — база развития столичного образования» //Учительская газета.-2007.-№35 (23 августа), с. 10—11 Профессиональный стандарт педагогической деятельности под редакцией Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадрикова (Разработан по государственному контракту№ П 243 от 11.09.2006). М., 2006.
-
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. Словарь педагогического обихода / Под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001.88 с. Уиддет С. Руководство по компетенциям / Стив Уиддет, Сара Холлифорд. - Издательство: Hippo, 2004 - 228 с. Фоменко И. А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений: методические рекомендации и материалы Уиддет С. Руководство по компетенциям / Стив Уиддет, Сара Холлифорд. - Издательство: Hippo, 2004 - 228 с. Фрумин И. Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования / И. Д. Фрумин // Педагогика развития, ключевые компетенции и становление: Матер. XI науч. практ. конф. - Красноярск, 2003.
-
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования /А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. Чернова Е.Ю.Самоанализ деятельности преподавателя как показатель ее качества: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. НГТУ. — Новосибирск, 2005.-21с. Чупин В.Н. Аттестация общеобразовательных школ как средство развития целеполагания их руководителей: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. — Самара, 2000. - 240 с. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. — М. АПП ЦИТП, 1992. - 66 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.