Содержание
-
Теория психического развития Д.б.Эльконина
-
По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».
-
Основной предмет исследования автора.
Являясь учеником Выготского и разделяя взгляды А.Н. Леонтьева,Д.Б. Эльконин строил свою теорию психического развития на фундаменте психологической теории деятельности.
-
Понимание развития в теории
Развитие-это качественные изменения какой-либо психической функции, возникновение в ней новообразований.
-
Ход развития определяется движением от системы «ребенок – обществнный взрослый» к системе «ребенок – общественный предмет».Сначала устанавливаются отношения со взрослым, как носителем общественного опыта, и только потом на этой основе осваивается предметная деятельность.
-
Движущий фактор развития.
Эльконин открыл закон чередования,периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов–предметно-манипулятивнаядеятельность.Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития.
-
Основные понятия, разрабатываемые автором.
«Неклассическая психология» Классическая психология – это психология, которая опирается на естественнонаучную парадигму в исследовании психического развития ребенка.
-
Неклассическая психология опирается на культурно-историческую парадигму. Выготский совершил в психологии переворот геологического масштаба – он изменил основание понимания психического развития ребенка, предложил новую парадигму. Нам это очень важно осознать, чтобы сделать свой профессиональный выбор – по какому пути нам идти.
-
Ключевые идеи теории
закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
-
Методы исследования.
1)Наблюдение 2) Констатирующий эксперимент.
-
Периодизация психич.развития
непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст); предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство); ролевая игра, т.е. ролевое общение (дошкольный возраст); учебная деятельность (младший школьный возраст); интимно-личное общение (подростковый возраст); учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст).
-
Ценность теории
Автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка. Первый-характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром. Другой- характеризует взаимодействие ребенка с миром людей
-
Подход этого ученого считается общепринятым в современной возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.