Содержание
-
Типология корпоративных культур Г. Хофстеде
-
Одним из пионеров в области изучения влияния национальных культур на управление бизнесом сталголландский социопсихолог и антрополог Герт Хофстеде (GeertHofstede). В 70-е гг. был руководителем департамента исследований по вопросам персонала IBM Europe, выполнил грандиозное исследование, опросив служащих фирмы IBM, занимающих сравнимые профессиональные позиции в более чем 50 странах и трех регионах. Он опросил, с помощью анкет, которые велись на языке каждой страны, более 160000 менеджеров и сотрудников организаций об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Итогом исследования стала книга: «Влияние культуры: международные различия в отношении к труду». В своей книге он выделяет пять основных пунктов культуры, характеризующих менеджеров, специалистов и организацию в целом:• Дистанция власти (Powerdistance) – проявляется в отношении к титулам, званиям, старшим по возрасту и статусу• Индивидуализм-коллективизм• Женственность – мужественность (Masculinity – Femininity) – четкость или размытость распределения ролей разных полов в обществе и семье, отношение к слабым и к успеху.• Отношение к неопределенности (Uncertaintyavoidance) – избегание неопределенности и принятие риска• Краткосрочная или долгосрочная ориентация
-
Несколько позже список исследуемых стран был им расширен до 70, включив и Россию. Правда, данные по России, опубликованные в 1993 году, не получены Г. Хофстеде из стандартных вопросников, а рассчитаны по косвенным источникам типа данных национальной статистики, описания российских архетипов в литературе и истории, результатов локальных исследований. Ниже приведена таблица значений параметров многофакторной модели Г. Хофстеде. Полученные в ходе анкетного опроса ответы были расположены на пятибалльной шкале и по ним делался расчет средней. На основе средней величины по каждому показателю вычислялся свой индекс: из средней величины вычиталась цифра 3, полученный результат умножался на 25 и к нему добавлялась цифра 50. Таким образом, индексу придавалось значение по шкале от 0 до 100 баллов.
-
Дистанция власти (PDI) Эта величина, как и все 5 величин, имеет протяженность между двумя крайностями и только очень небольшое количество национальных культур, если вообще хоть одна из них, полностью отображают одну или другую крайность. В культурах с большой дистанцией по отношению к власти сама власть рассматривается как наиболее важная часть жизни. Акцент делается на принудительную власть, а подчиненные и руководители находятся на двух разных ее полюсах, что воспринимается как естественный порядок вещей. Для культур с низкой дистанцией по отношению к власти характерно мнение, что только легитимная власть подлинна. Основная определяющая самой власти – это ее компетентность, следовательно, и отношения между членами сообщества строятся на уважении к личности и равенстве, а неравенство в отношениях «начальник – подчиненный» не будет одобряться. Дистанция по отношению к власти как показатель национальной культуры охарактеризован Г. Хофстедом следующим образом: «PDI» (PowerDistance) – это отношение к авторитету (авторитаризм), властная дистанция или степень, с которой общество принимает факт того, что власть в институтах и организациях распределяется неравномерно между людьми.
-
Индивидуализм / коллективизм (IDV) С давних пор дихотомия «коллективизм – индивидуализм» (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характеристик хозяйственно-культурной вариативности. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены сильными обязательствами действовать совместно. Коллективистскаякультура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связанных и сплоченных группах. В работах Г. Хофстеде этот показатель назван «IDV» (Individualism) – индивидуализм, противоположность высокой роли группы/коллектива. Показывает степень, с которой общество является свободно связанной социальной структурой, в которой люди предполагают заботиться только о себе и собственных семьях, вместо непроницаемой социальной структуры, в которой люди различают отношения в группе и вне группы и ожидают, что в их группе будут присматривать за ними.
-
Мужественность / женственность (MAS) Третья переменная так же как и предыдущая имеет два полюса. Разница заключается в том, как люди воспринимают ценности типа «настойчивость», «самоуверенность», «высокий заработок», «успех и конкуренция», с одной стороны и «жизненные удобства», «поддержание теплых личных отношений», «забота о слабых», «солидарность» с другой. Хофстеде называет этот показатель маскулинность (MAS). Он показывает степень, с которой господствующие в обществе ценности тяготеют к напористости и приобретению вещей и находятся вдали от интереса к людям и качеству жизни. Величине был дан ярлык «мужественность», потому что внутри почти всех 50 стран мужчины оценивают эти ценности выше, чем женщины. Это было так даже в тех обществах, которые в целом (принимаются во внимание и мужчины и женщины) имели тенденцию описываться набором ценностей озаглавленных «женственность». Хофстеде нашел, что чем больше нация в целом характеризуется мужественными ценностями, тем больше расхождение между ценностями поддерживаемыми мужчинами и женщинами в этой нации.
-
Избегание неопределенности (UAI) В методике Г. Хофстеде этот параметр назван «UAI» (UncertaintyAvoidance) – избегание неопределенности или степень, с которой общество чувствует угрозу от двусмысленных, неясных и нечетких ситуаций и пытается уклониться от них посредством принятия правил, веря в абсолютную истину и отказываясь терпеть девиантное поведение. Формирование этой ценностной нормы уходит своими корнями, как полагал Г. Хофстеде, во времена Римской империи, основанной на законе (нормах), и Китайской империи, базирующейся на общих выработанных культурой принципах (правилах). Уже в этих раннеклассовых цивилизациях довольно четко прослеживается противоположность между «духом Востока», с его приверженностью к стабильности и традициям, и «духом Запада», готового «все потерять, и вновь начать сначала, не пожалев того, что приобрел». Российская культура, оцененная по методике Хофстеде, демонстрирует сильное тяготение именно к «духу Востока». Культуры, для которых этот индекс высок, менее терпимы к изменениям и стремятся избегать беспокойства, которое несет в себе неизвестность, путем установления строгих правил, нормативов и/или законов. Общества с низким индексом более открыты к изменениям и используют меньше правил и законов, а их обычаи имеют менее строгий характер.
-
Краткосрочная и долгосрочная ориентация. Конфуцианский динамизм (CDI) Это измерение было добавлено Хофстеде позже, на этот показатель его вывели идеи Конфуция («Хорошее правление заключается в экономии ресурсов»). Он показывает степень, с которой общество проявляет прагматизм и ориентируется в будущее, скорее чем традиционализм и краткосрочную ориентацию. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее и проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в достижении целей. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью. Долгосрочная ориентация характерна для национальной культуры стран Востока: Китая, Японии, Гонконга и ряда других. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее, и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение социальных обязательств и стремление не терять своего лица. К странам, где краткосрочная ориентация выражается достаточно ярко, относят США, Германию, Францию.
-
На основе различного сочетания этих параметров Г. Хофстеде провел культурное картирование организаций многих стран мира. Наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских стран, а наиболее низкая - для германских. Индивидуализм преобладает в развитых и западных странах, в то время как коллективизм - в менее развитых и восточных; Япония занимает промежуточное положение. Наиболее высокий показатель мужественности - в Японии, Германии, Австрии и Швейцарии; умеренно высокий показатель - в англоговорящих странах; наиболее низкий - в скандинавских странах и в Голландии, а умеренно низкий - в некоторых латинских и азиатских странах (например, в Таиланде), а также во Франции и Испании. Показатель стремления избегания неопределенности самый высокий в латинских странах, в Японии и странах, говорящих на немецком языке, а самый низкий - в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре. Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее. По параметрам «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия имеют тип культуры - низкая дистанция власти/индивидуализм. Испания, Франция, Италия, Бельгия - высокая дистанция власти/индивидуализм. В таких странах как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Индия, Япония преобладает культура - высокая дистанция власти/коллективизм.
-
Поляризация мировых мега-цивилизаций и корреляция между рангами дистанции по отношению к власти (PDI) и индивидуализмом (IDV) в различных национальных культурах: в правом нижнем углу – страны Запада, в левом верхнем углу – страны Востока. Сокращения: Авст. – Австрия, Австрал. – Австралия, Арг. – Аргентина, Бел. – Бельгия, Браз. – Бразилия, Вел. – Великобритания, Вен. – Венесуэла, Гонк. – Гонконг, Гр. – Греция, Изр. – Израиль, Ин. – Индия, Ирл. – Ирландия, Исп. – Испания, Ит. – Италия, Кан. – Канада, Кит. – Китай, Кол. – Колумбия, Мек. – Мексика, Нид. – Нидерланды, Н.З. – Новая Зеландия, Нор. – Норвегия, Пак. – Пакистан, Порт. – Португалия, Синг. – Сингапур, Таи. – Таиланд, Тай. – Тайвань, Тур. – Турция, Фил. – Филлипины, Фр. – Франция, Швей. – Швейцария, Шв. – Швеция, Юг. – Югославия, Яп – Япония.
-
ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ 55 СТРАН
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.