Содержание
-
Толерантность
?
-
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
- особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения
-
Потребностно- Мотивационный критерий Когнитивный критерий Эмоционально – Волевой критерий Практический критерий Представления и знания способов понимания и принятия себя (интерперсональные). 2. Представления и знания способов понимания и принятия другого (интерперсональные). Позитивные личностные и социальные установки. 2. Позитивные Коммуникативные установки. 1.Устойчивость эмоциональных реакций. 2. Эмпатия. Волевое регулирование состояния. 1. Владение взаимодействия. 2. Владение техникой Конструктивного поведения в критических ситуациях. критерии показатели
-
Функции толерантности
Мирообеспечивающая определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
-
Регулирующая
- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
-
Психологическая
- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
-
Воспитательная
- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
-
Коммуникативная
- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
-
Культуросохраняющая
обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
-
Креативная
- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения.
-
Фелицитологическая
- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
-
Как воспитать толерантность?
Цель - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
-
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I.Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
-
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности.
-
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
-
-
Подходы к воспитанию толерантности:
Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход
-
Подход:
Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
-
Принципы воспитания толерантности:
Общепедагогические Принцип целенаправленности Учет индивидуальных и половозрастных особенностей Принцип культуросообразности Принципы связи воспитания толератности с жизнью Принцип уважительного отношения к личности Принцип опоры на положительное в ребенке
-
Частные
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка Принцип единства знания и поведения Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении Принцип диалогичности и сотрудничества Принцип воспитывающей рефлексии
-
Правила воспитания толерантности у детей
-
Отношения учитель- ученик
Отношения между учеником и учителем – фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание.
-
Для размышлений:
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения.Учителя не всегда осознают свою ведущую роль в организации контактов. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности.
-
Для размышления:
В своей книге "Здравствуйте, дети!" Ш. А. Амонашвили выделил такие слова: "Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям".Давайте же дарить детям как можно больше подарков!
-
Подход к постановке урока должен основываться на следующих принципах:
1. СВОБОДА ВЫБОРА (оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками).- выбирать, в каком порядке выполнять задания;- распределять своё время;- выбирать формы работы;2. СОТРУДНИЧЕСТВО.Учащийся не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Обращаются друг к другу за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.Важнейшие аспекты сотрудничества:- умение прислушиваться друг к другу;- принимать совместные решения;- доверять друг другу;- ощущать свою ответственность за работу группы; (см. приложение 2).3. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.- возможность самостоятельно добывать знания, работая над творческими заданиями, побуждает учащихся к деятельности, к собственным маленьким открытиям, что запоминается намного лучше.
-
Анкетирование учащихся
1. Если ты получаешь оценку ниже, чем ожидал, то обычно винишь в этом учителя?
-
2.Ты считаешь, что учителя относятся к тебе доброжелательно и терпеливо?
-
3.У тебя обычно остаются приятные впечатления от общения с учителями?
-
4.Какие качества должны быть, по-твоему, у хорошего учителя?
Добрый Отзывчивый Терпеливый Умный Понимающий Чувственный С хорошим чувством юмора Строгий Внимательный Склонный к уговорам в пользу ученика Вежливый Требующий на том уровне, на котором мы можем понимать Сексуальный Честный Не делящий учеников на хороших и плохих Коммуникабельный; Интересно подающий материал; Опрятный; Серьезный; Эмоционально устойчивый Молодой 10-11 классы
-
Начальные классы
Учитель должен быть: Добрым; Терпеливым; Хорошим; Вежливым; Справедливым; Спокойным; С чувством юмора; Внимательным; Умным; Общительный; интересный…
-
Среднее звено
Учитель должен быть: Добрым; Умным; Красивым; Понимающим детей; Строгим; Вежливым; Веселым; Терпеливым…
-
Выводы:
Наибольшая толерантность у детей к учителям и друг другу проявляется в начальном звене Все учащиеся хотят видеть учителя прежде всего добрым и понимающим, терпимым!
-
Взаимоотношения учитель – администрация.
-
Причины конфликтов
Неравные требования со стороны администрации к членам коллектива; Необъективное оценивание результатов работы педагогов и классных руководителей; Плохая просветительная работа в школе ; Администрацией не создается в коллективе ситуация успеха («больше кнута, чем пряников») Тщательно не продумывается планирование мероприятий.
-
Взаимоотношения учитель- учитель
-
Взаимоотношения между членами одного коллектива должны быть основаны на взаимном уважении, сотрудничестве, толерантности, однако…
-
Причины конфликта учитель-учитель
Зависть; Не выполнение своих должностных обязанностей; Перекладывание своих обязанностей на другого; Желание угодить администрации…
-
Что делать?
Срочно! Администрации создать ситуацию успеха в коллективе; использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражениеи др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания. использование демократического стиля педагогического руководства, но не либерализма организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
-
Важнейшие аспекты сотрудничества:- умение прислушиваться друг к другу;- принимать совместные решения;- доверять друг другу;- ощущать свою ответственность за работу группы;
-
Девизы толерантности
Один за всех и все за одного! Познай себя! Не будь мстительным! Больше пряников, чем кнута!
-
Галерея толерантности:
-
Правила толерантности в коллективе:
организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах; создание ситуации успеха; изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; использование в деятельности таких методов, как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.; недопущение в общении нот морализаторства и назидания; создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся; использование демократического стиля педагогического руководства; организация диалога и сотрудничества в коллективе; организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.