Презентация на тему "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Презентация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Включить эффекты
1 из 43
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.9
26 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по педагогике, адресованная преподавателям дошкольных образовательных учреждений и учителям младших классов. Данная работа может выступать в качестве методического пособия по теме приобщения детей к русской народной культуре.

Краткое содержание

  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Гипотеза
  • Методы исследования
  • Изучение исторического прошлого России и русского народа
  • Знакомство с устным народным творчеством
  • Знакомство с народными праздниками и традициями
  • Знакомство с народными промыслами
  • Условия приобщения детей к истокам русской народной культуры
  • Обобщение опыта работы
  • Устное народное творчество
  • Народные праздники и традиции
  • Народные художественные промыслы

Содержание

  • Презентация: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
    Слайд 1

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры

  • Слайд 2

    Обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайно.

    Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

    Цель: Выявление и апробация условий приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада

    Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.

    Задачи: Рассмотреть процесс организации педагогической работы по приобщению детей к национальной русской культуре

    Выявить условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного детского сада

    Обобщить опыт работы по реализации условий приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада

  • Слайд 3

    Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада .

    Предмет исследования – педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельском детского сада.

    Гипотеза: Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной если будут реализованы следующие педагогические условия:

    • Создание этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей.

    • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) в соответствии с возрастом детей.

    Учет регионального компонента в организации педагогической работы, включающей в себя четыре направления:

    1. Историческое прошлое России и русского народа (поселка и семьи).

    2. Устное народное творчество.

    3. Народные праздники и традиции.

    4. Народные промыслы.

  • Слайд 4

    Методы исследования:

    Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, обобщение опыта работы ДОУ, статистическая обработка материалов. В исследовании принимали участие воспитатели и музыкальный руководитель.

    Практическая значимость исследования:

    Практическая значимость исследования заключается в том, что выявляются педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельском детского сада могут быть использованы методистами и воспитателями.

  • Слайд 5

    Содержание воспитания включает в себя:

    • изучение исторического прошлого России и русского народа;
    • знакомство с устным народным творчеством;
    • знакомство с народными праздниками и традициями;
    • знакомство с народными промыслами
  • Слайд 6

    Условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного

    сельского детского сада.

    Наиболее важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры является:

    • эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,
    • личностно ориентированный способ общения;
    • отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;
    • соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;
    • предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада;
    • бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;
    • упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;
    • побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;
    • самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;
    • предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
    • активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  • Слайд 7

    «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев)

  • Слайд 8

    Для этого педагог должен:

    • создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;
    • повышать профессиональный уровень управления педагогическим процессом;
    • формировать у детей целостное восприятие народной культуры
    • повышать уровень знаний родителей по теме данного проекта.
  • Слайд 9

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

    РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА.

    Педагогический коллектив МБДОУ №6 «Ёлочка» использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы.

  • Слайд 10

    Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.

  • Слайд 11

    Работу начали с анкетирования родителей:

    Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) (Приложение 1)

    Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

  • Слайд 12

    Проводимая в ДОУ «Ёлочка» комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми

    решает следующие задачи:

    • обогащение представлений детей о народных традициях,
    • развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
    • Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов:
    • вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
    • интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
    • использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о
    • осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
  • Слайд 13

    Исходя из условий коллективом выделены следующие направления работы:

    1. Историческое прошлое России и русского народа.

    2. Устное народное творчество.

    3. Народные праздники и традиции.

    4. Народные промыслы.

  • Слайд 14

    Русский народный костюм

  • Слайд 15

    Русская изба

    Увлекательные занятия по знакомству с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Владимирский край. Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка».

  • Слайд 16

    Любимый край- нет тебя дороже!!!

  • Слайд 17

    Устное народное творчество

    позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа.

    На примерах прочитанных легенд, былин воспитатель показывает красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Обсуждаются мультфильмы о былинных героях. Дети с интересом рассматривают и обсуждают картину Васнецова «Богатыри», их доспехи, оружие.

    На примере народных поговорок и пословиц проводим беседу об уме и о глупости. Знакомим детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками.

    Конечно, самый увлекательный для детей народный фольклор – это сказки и загадки. На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседуем по содержанию уже знакомых сказок, делаем инсценировка отрывков.

    Загадки подвергают детей испытанию на сообразительность, смекалку. Отгадываем и заучиваем с детьми народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.

  • Слайд 18

    Народные праздники и традиции

    неразрывно связаны систорией православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.

    Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу.

    Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени.

    Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток.

    Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Проводим чтение и обсуждение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

    Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями. Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме.

    На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.

  • Слайд 19

    Рождество, Святки

    .

    Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток или поделок

  • Слайд 20

    Масленица, Покров

    Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень,

    Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени.

    Провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу.

    Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны.

  • Слайд 21

    Пасха

    Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, катаем яички, знакомимся с обрядами и традициями. Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме.

    На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.

  • Слайд 22

    70 лет ПОБЕДЫ !!!!

    Особенно важной темой в 2015 году стала тема 70-летия Великой Победы. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях. Рассматривали фото и иллюстрации

    на эту тему. Провели встречу с

    ветераном и «ребенком войны» односельчанами.

  • Слайд 23

    Этот день ПОБЕДЫ!!!!

  • Слайд 24

    Знакомим детей с русским народным музыкальным творчеством:

    На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.

    Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.

    Было предложено родителям совместно с детьми самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки, шумелки, и они с удовольствием отозвались.

    Так появились в нашем народном оркестре баночки из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги.

    С удовольствием используем с детьми всех возрастов на занятиях, праздниках, в свободное

    время подвижные игры с русской народной песней и хороводы

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Народные художественные промыслы

    эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров.

    Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.

  • Слайд 27

    ЖОСТОВО

  • Слайд 28

    Дымка

  • Слайд 29

    Гжель

  • Слайд 30

    ХОХЛОМА

  • Слайд 31

    Сергиево – Посадская матрешка

  • Слайд 32

    Павловские платки

  • Слайд 33

    Вологодское кружево, оренбургский платок

  • Слайд 34

    Палехская роспись

  • Слайд 35

    Городецкая роспись

  • Слайд 36

    Федоскино(лаковые миниатюры)

  • Слайд 37

    холуйская лаковая миниатюра

  • Слайд 38

    Берестяные изделия

  • Слайд 39

    богородская игрушка

  • Слайд 40

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

  • Слайд 41

    Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, совместно с

    домом творчества п. Асерхово и родителями воспитанников

    • создали мини-музей народного творчества;
    • оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы;
    • подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
    • собрали альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»;
    • Организовали выставку с архивными фотографиями и историей поселка Асерхово;
    • Стенд «Я люблю Россию» Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», , «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной».
  • Слайд 42

    Асерховский ДК совместно с педагогическим коллективом ДОУ ежеквартально реализует для

    воспитанников детского сада увлекательный сказочный экскурс :

    «Сказки деда Краеведа», на которых ребята узнают исторические факты прошлого России, Владимирской земли и своего поселка.

    «Русские народные промыслы»-знакомятся с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов.

    «История одной вещи»(рассказывает о быте русского народа, и объясняет назначение и происхождение той или иной вещи) Увлекательны занятия по знакомству с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Владимирский край. Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка». С удовольствием отгадывают загадки о предметах быта. Большой интерес вызывает тема «Из истории русской кухни». Дети узнают, чем питались наши предки, о самоваре, русском чаепитии, блинах и колобке. На итоговых занятиях делают аппликации или раскрашивание.

  • Слайд 43

    Спасибо за внимание!

    Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.

    Поэтому педагогу необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи).

    Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том , что эффективность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной при: Создании этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей; Широком использование фольклора в соответствии с возрастом детей и учет регионального компонента, подтвердилась.

    Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основа его любви к Родине.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации