Содержание
-
«Уголок уединения» в детском саду: помогаем малышам жить в гармонии с собой
-
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения» (или, согласно ФГОС, центр уединения и релаксации)
-
Назначение «Уголка уединения» в детском саду Помочь малышам-дошкольникам пережить расставание с родителями, облегчить адаптацию к новым условиям и требованиям детского садика. Для этого в уголке уединения располагают привычные детям мягкие предметы, игрушки, вызывающие позитивные переживания и помогающие детям расслабиться и отвлечься. Научить ребёнка выражать негативные эмоции: гнев, обиду, злость в форме, безопасной для неокрепшей психики. Для этих целей в уголке могут оформить зону с мягкими предметами для битья или обнимания, коробочки или баночки, в которых ребёнок закрывает свои негативные эмоции. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным настроем, обрести уверенность в себе. С этой целью там находится доска или лист бумаги, на которых дошкольники изображают своё настроение, различные предметы, иллюстрирующие эмоции: радость, печаль, гнев, страх. Повысить самооценку застенчивых и робких детей. Научить дошкольников решать конфликты, возникающие при общении со сверстниками, мириться после споров и ссор. Этим целям соответствует островок примирения – специальный коврик или огороженное место, на котором дети должны решать свои разногласия.
-
Рекомендации по оформлению Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами. Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять. На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки. Предметы, которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию. В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту. При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены. Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов. Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.
-
Оформление центра уединения для дошкольников разного возраста При общем оформлении уголка уединения педагог должен ориентироваться на возраст воспитанников. Так, в младшем дошкольном звене будет актуален дизайн «Норка» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Там малыш сможет отсидеться или отлежаться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт) и других предметов. Обязательные атрибуты «норки» — мягкий коврик и подушки.
-
Для среднего и старшего возраста подойдёт дизайн «Шатёр». Домик уже будет более высоким и объёмным. Место маленького круглого входа занимают занавески или ширма. Мягких игрушек здесь уже гораздо меньше (а может и вовсе не быть). Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Шатёр может трансформироваться в сказочную пещеру, дом гномика, солнечную комнатку, подводное царство и т. д.
-
Наполнение уголка уединения в детском саду Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы: предметы для выражения негативных эмоций предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию пособия для развития эмоциональной сферы
-
Предметы для выражения негативных эмоций Отрицательные переживания воспитанники ДОУ могут выразить с помощью ряда предметов: Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться). «Стаканчик гнева» (как вариант, это может быть коробка, корзина, сундук и т. п.). Это красиво оформленный стакан (лучше с чёрным фоном) с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его. «Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться. «Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. Для аналогичных целей можно использовать трубочку или варежки: картонная труба интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные верёвочкой. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться. Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку.
-
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию Сенсорные игрушки. В младшем дошкольном возрасте это шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши. В более старшем возрасте сюда можно добавить картины, которые ребята формируют своими руками: с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых). Красивый настольный фонтан, водопад. Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя. В младшем возрасте его включает воспитатель, старшие дошкольники способны делать это самостоятельно. Музыкальные игрушки (например, шкатулка), игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»). Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе. Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). Коллекции морских ракушек, магнитов. Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры. Материалы для изодеятельности (в первую очередь, для лепки — пластилин, цветное тесто).
-
Пособия для развития эмоциональной сферы В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний: Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках», «Мои чувства», «События и эмоции». Их можно приобрести в готовом виде либо изготовить самостоятельно. Маски(например, грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого. «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать. Аналогичное пособие — «Цветок эмоций». «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. «Подушка-обнимушка». Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах. Для этих целей можно использовать куклу (желательно мягкую тряпичную). Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.