Содержание
-
Вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»
Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой Детство — это летний ветер, Парус неба и хрустальный звон зимы. Детство — это значит дети! Дети — это значит мы!
-
Авторский коллектив Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева. Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
-
-
Пояснительная записка
Цель программы: Создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикованияв разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
-
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
-
Каковы задачи программы «Детство»?
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
-
В чем особенности содержания программы «Детство»?
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).
-
-
В каждом разделе программы
-
Каковы ведущие условия реализации программы «Детство»?
Девиз программы — «Чувствовать — Познавать — Творить» создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста; обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе; ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
-
Каким принципам соответствует программа «Детство»?
Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. Принцип сотрудничества с семьей. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
-
Базовые идеи программы
Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности. Идея о феноменологии современного дошкольного детства. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить.
-
Какова новая структура программы «Детство»?
выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство); дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
-
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга; охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
-
Из чего будет состоять методический шлейф программы?
программа «Детство» для детей от рождения и до 7 лет; методическое обеспечение реализации содержания программы в дошкольных образовательных организациях и в семье; методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство». мониторинг развития ребенка и образовательного процесса в условиях реализации программы «Детство».
-
Игра-самостоятельный раздел программы
-
Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет.
Разделы: Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни: Задачи развития игровой деятельности детей; Сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры; Режиссерские игры; Дидактические игры; Результаты развития игровой деятельности : достижения ребенка (Что нас радует), вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.
-
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие»: Задачи образовательной деятельности; Содержание образовательной деятельности; Результаты образовательной деятельности : достижения ребенка (Что нас радует), вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.
-
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности; Сюжетно-ролевые игры; Режиссерские игры; Игровые импровизации; Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами; Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами; Результаты развития игровой деятельности: Достижения ребенка (Что нас радует) Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
-
ОО«Социально-коммуникативное развитие» ОО «Социализация»
-
ОО «Познавательное развитие» ОО «Познание»
-
ОО «Речевое развитие» ОО «Коммуникация»
-
ОО «Художественно-эстетическое развитие» ОО «Художественное творчество»
-
Художественная литература ОО «Чтение художественной литературы»
-
Музыка ОО «Музыка»
-
ОО «Физическое развитие» ОО «Физическая культура»
-
Разделы программы
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы педагогом в каждой возрастной группе. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Способы и направления поддержки детской инициативы. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга.
-
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
-
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Центры активности: центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность); игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр; литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
-
Приложения:
Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
-
Учебно – методические комплекты
-
-
-
-
-
Каковы перспективы работы по совершенствованию и развитию программы «Детство»?
Ближайшие планы авторов программы — разработка полноценного методического комплекса, который был бы адресован всем субъектам дошкольного образования: детям и их родителям; педагогам и руководителям; будущим педагогам и их преподавателям.
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.