Содержание
-
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей дошкольного возраста»
-
Актуальность «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование нетрадиционными способами играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
-
Цель работы: Характеризовать динамику развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ходе использования нетрадиционных средств рисования Объект: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Предмет: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные средства рисования. Гипотеза: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста будет более успешным, если используются нетрадиционные средства рисования, ориентированные на возможности, особенности, уровень каждого ребенка, стимулирующие интерес и потребность выполнять ручные действия.
-
Методологические основы исследования: теория связи движения, интеллектуального, речевого развития и пальцевой моторики (Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова и др.), теоретические положения по проблеме исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста (Г.Н. Давыдова, Н.В. Жидких, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.); изучение возможностей нетрадиционных техник рисования. Методы исследования: изучение, анализ и обобщение философской, психолого – педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.
-
Этапы исследования: I этап – аналитический – изучение научной литературы по проблеме развития ребенка младшего дошкольного возраста, мелкой моторики; определение методологической основы исследования; разработка основ развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные средства рисования в условиях дошкольного учреждения, создание базы опытно – экспериментальной работы. II этап – экспериментальный – уточнение содержания опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение опытно – экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы. III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов опытно – экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования.
-
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 1.1. Роль развития мелкой моторики рук в формировании личности дошкольника Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие.
-
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.
-
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелко моторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
-
1.2. Классификация различных техник рисования в дошкольном образовании Рисование является для детей одним из самых любимых видов деятельности. Именно через рисунок ребёнку легче всего передать своё состояние, поделиться своими наблюдениями, высказать своё отношение ко всему, что его окружает. Мы уже отмечали, что карандаш, фломастер, краски становятся объектом изучения малыша гораздо раньше, чем пластилин или бумага. Наравне с рисованием только конструирование из строительных наборов вызывает повышенный интерес у дошкольника в период раннего детства. Виды рисования. Учитывая многогранность рисования, можно выделить несколько классификаций.
-
Первая классификация по содержанию рисунков: - Реалистичное рисование - Стилизованное рисование - Абстрактное рисование Вторая классификация по характеру: - Предметное рисование - Сюжетное рисование - Декоративное рисование
-
Третья классификация по форме: - По представлению - По замыслу - С натуры Четвертая классификация по активности детей: - Сотворчество с педагогом - Самостоятельное рисование - Коллективное творчество
-
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ 2.1. Методика нетрадиционного рисования для развития личности дошкольника Способность и стремление к творчеству — одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста ребёнка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Что даёт использование нетрадиционных техник рисования воспитанникам младшей группы. Занятий, разработанные традиционной программой по рисованию, явно недостаточно для формирования у дошкольников умений и навыков рисования. Некоторым воспитанникам второй младшей группы трудно быстро освоить кисть или карандаш. Решить эти проблемы, а также развить у ребёнка многие полезные качества помогают нетрадиционные методы рисования:
-
1. Большинство данных техник предполагают свободу творчества. 2. Ребёнок учится мыслить нестандартно, находить верные решения в различных ситуациях. 3. Обогащается эмоциональная сфера дошкольника: он удивляется необычным материалам, способам работы с ними, получаемым на бумаге образам. 4.Нетрадиционные техники очень хорошо развивают мелкую моторику (например, при рисовании ладошками или пальчиками задействованы непосредственно нервные рецепторы рук, при работе со штампами требуется определённое напряжение кисти. 5. На создание картины в необычной технике обычно требуется меньше времени, чем на традиционный рисунок. При этом малыш работает легко и непринуждённо. 6. Смешивание цветов, нахождение новых оттенков формирует цветовосприятие, эстетический вкус.
-
2.2. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей в процессе занятия Для проведения опытной работы нам необходимо исследовать исходные показателям уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью мы провели диагностику. Базой исследования выступила вторая младшая группа МДОУ «Могойтуйский детский сад «ТУЯА». В эксперименте приняли участие дети в возрасте 3 – 4 лет в количестве 15 чел. В качестве основных показателей развития моторики кистей рук были определены критерии, описанные в работах Л.Н. Блиновой. А.Р. Лурия. А.Л. Сиротюк и др.: статическая организация движений пальцев (статические позы пальцев и кисти); динамическая организация движений пальцев (при выполнении движений), возможность выполнять действия с предметами; плавность и четкость выполнения действий руками. По результатам диагностики выявили детей с низким уровнем 37%, со средним 41%, а с высоким 22%.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Множество работ посвящено проблеме развития мелкой (пальцевой, кистевой) моторики у детей дошкольного возраста. Актуальность ее обусловлена тем, что действовать руками для человека, значит приобретать бесценный жизненный опыт. Развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка. Следует констатировать, что все средства рисования в той или иной степени решают задачу стимулирования развития мелкой моторики, но нетрадиционные способствуют еще и пробуждению интереса к данной деятельности, развивают творчество, способность увидеть привычные материалы и предметы в ином ракурсе.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.