Содержание
-
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика профессионального образования» Юлия Владимировна Тягунова
-
Воспитательный процесс в ДОЛ рассматривается как целостная динамическая система, реализуемая во взаимодействии воспитателя и воспитанника
-
Закономерности воспитательного процесса
Воспитание совершается только на основе активности воспитанника во взаимодействии его с окружающей социальной средой Воспитание неразрывно связано с обучением и является аспектом образования Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний
-
Принципы воспитания
Принцип гуманистической ориентации воспитания Принцип социальной адекватности воспитания Принцип индивидуализации воспитания Принцип социального закаливания воспитанника
-
Целевой компонент воспитательной системы
Предполагает определение воспитателями и воспитанниками целей воспитания на основе более полного учета интересов ребенка, тенденций развития общества и его требований к процессу воспитания
-
-
Содержательный компонент воспитательной системы
Включает в себя целостность основных направлений воспитания детей Отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность воспитанника к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений Ориентирован на развитие тех качеств личности, которые составляют основу взаимоотношений с людьми, обществом, государством
-
Операционально-деятельностный компонент воспитательной системы
Определяет комплекс педагогических средств решения воспитательных задач Отражает процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника
-
Аналитико-результативный компонент воспитательной системы
предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса: изменение уровня воспитанности ребенка (показатели - поведение, самооценка и др.)
-
Основания определения целей воспитания
Развитие каждого индивида связано с раскрытием его потенциала и формированием его индивидуальности Воспитание неразрывно связано с формирование отношений человека и общества
-
Цели воспитания
Идеальные: социальное развитие человека Реальные: позитивные социально приемлемые изменения во взглядах, мотивах, реальных действиях воспитанника
-
Задачи воспитания
Формирование гуманистического мировоззрения Формирование потребностей и мотивов нравственного поведения Создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения ребенка
-
Основные направления воспитания детей
Политическое воспитание Духовное воспитание Нравственное воспитание Экологическое воспитание Экономическое воспитание
-
Типы взаимодействия субъектов воспитания
-
Пути развития взаимодействия воспитателя и воспитанника
Организация совместной деятельности (КТД) Повышение информированности друг о друге (дискуссии, диалоги, беседы, творческие отчеты) Участие в конкурсах и состязаниях в одной команде и соперничество
-
Формы организации воспитания в разновозрастном коллективе и его особенности
Ключевые общелагерные дела Штаб, совет, объединение Функции воспитателя в разновозрастном коллективе Обеспечить интеграцию и дифференциацию социальных интересов участников разновозрастной группы Обеспечить вариативность выбора форм взаимодействия старших и младших Предоставлять возможность выбора и выполнения разных ролей Отслеживать социальную приемлемость отношений в группе Стимулировать добровольность и самоорганизацию в группе
-
Содержание деятельности воспитателя
Социальная защита воспитанника Поддержка положительной инициативы ребенка Организация познавательной, трудовой, эстетической и другой деятельности воспитанника Сплочение коллектива детей Диагностика воспитанности ребенка Контроль и коррекция воспитательных воздействий на ребенка
-
Методы воспитания
-
Приемы воспитания
Ролевая маска Непрерывная эстафета мнений Самостимулирование Импровизация на свободную тему Импровизация на заданную тему Обнажение противоречий Инструктирование Распределение ролей Коррекция позиций Самоотстранение воспитателя Распределение инициативы Обмен функциями Мизансцена
-
Формы воспитания
Мероприятия – это события в коллективе, организуемые воспитателем с целью непосредственного воздействия на воспитанников Дела – это общая работа всех членов коллектива на пользу ему же Игра – это воображаемая или реальная деятельность целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, воспитания, развлечения
-
Классификация форм
По времени проведения: кратковременные продолжительные, традиционные По времени подготовки: экспромтные и планируемые По видам деятельности: спортивные, учебные, художественные и др. По способу влияния: непосредственные и опосредованные и Др.
-
Этапы реализации форм воспитания
Предварительная работа Коллективное планирование Коллективная подготовка Проведение Коллективное подведение итогов Ближайшее последействие
-
Анализ воспитательной работы
Стихийно-эмпирический Эмпирический Теоретический
-
План воспитательной работы в лагере
-
План работы с отрядом
-
План работы отряда
-
Раздел плана работы вожатого
-
Литература
Вопросы воспитания: системный подход / под ред. Л.И. Новиковой. – М. : Педагогика, 1981. – 136 с. Кошмина, И.В. Я берегу... Программа воспитат. работы с учащимися нач. шк. : Метод. рекомендации: 1-2-е кл. / И.В. Кошмина. – М. : Перспектива, 2003. – 41 с. Ксензова, Г.Ю. Психология воспитательных отношений в школе: Деятельностно-отношенческий подход в воспитании / Г.Ю. Ксензова. – Тверь : ТГУ, 2004. – 165 с. Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании: конкурсы, игры, дела, заботы, праздники, вечера, вернисажи, гостиные, правила и советы, концерты, диспуты, встречи, походы и экскурсии / В.М. Лизинский. – М. : Пед. поиск, 2004. – 160 с. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / О.В. Лишин, Д.И. Фельдштейн. – М. : Ин-тпракт. психологии, 1997. – 252 с. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М. : «Владос», 2001. – 253 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.