Содержание
-
Развитие речи через обогащение словарного запаса у младших школьников ТНР
Учитель начальных классов Терентьева И.А.
-
Актуальность проблемы
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В связи с этим школа решает ряд задач : 1) Усвоение литературной языковой нормы. 2) Усвоение навыков чтения и письма.3) Совершенствование культуры речи учащихся
-
Требования к речи учащихся
1. Содержательность2. Логичность3. Точность4. Ясность5. Выразительность6. Правильность7. Богатство языковых средств
-
В работе по обогащению словаря и развитию речи выделяю 3 направления:
1.Работа над словом2.Работа над словосочетанием и предложением3.Работа над связной речью Первое даёт материал для предложения, а первое и второе подготавливают связную речь. Рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.
-
Методические приемы по обогащению словаря и связной речи младших школьников с нарушениями речи
Составление предложений по картинке Составление предложения из данных слов Составление предложений и придумывание продолжения текста Составление рассказа по серии картинок Составление рассказа по картинкам и озаглавливание его Продолжение текста Распространение предложений (игра «Паровозик») Инсценирование Создание зрительных и звуковых образов Подбор синонимов, антонимов, омографов Изучение фразеологических оборотов Разгадывание загадок Составление рассказа по данному началу или по данному концу Сочинение стихотворений
-
Большое влияние на развитие речи оказывают речевые упражнения.Важнейшим источником речевых упражнений является сама жизнь- все то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, служит для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов, сочинений. Учащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером, цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.
-
На развитие речи и обогащение словаря влияют загадки, пословицы, поговорки.
Они формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.Этапы работы над загадкой:ЗагадываниеОтгадываниеДоказательство правильностиСравнение загадок об одном и том жеНа уроках включаю разные типы загадок.
-
Типы загадок:
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечислением различных его признаков2) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления 3) В загадку включаются противопоставления4) Загадки в описании которых использованы метафоры5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего6) Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово7) Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове8) Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв9) Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов
-
Работа над пословицами и поговорками.
Работа над пословицами прививает учащимся любовь к народному творчеству, учит интересоваться народной мудростью, воспитывает чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия. Виды заданий: - Собери пословицу (КАТАТЬСЯ ЛЮБИ ВОЗИТЬ И ЛЮБИШЬ САНОЧКИ)-Найди концовку ( 2-3 начала и 2-3 концовки)- Наборщик (К Н Ч Л Д Л - Г Л Й СМ Л .) -Шифровщик (19,6,14, 30 18,1,9 16,20,14,6,18,30;16,5,10, 15 18,1,9 16,20,18,6,8,30) Семь раз отмерь, один раз отрежь)- Отгадай по двум словам (ДЕЛО-ПОТЕХА)- Подбор или распределение по темам( О ДРУЖБЕ,О МАТЕРИ, О ШКОЛЕ, О ЖИВОТНЫХ…) -Кто больше?( на время) ( ПО ТЕМЕ или СЛОВУ)-Вспомни пословицы( с 1 словом - дружба)- Подбор пословиц и поговорок к произведению- Сравнение пословиц других народов
-
Работа над фразеологическими оборотами
-Нахождение в тексте-Выяснение лексического значения- Подбор синонимов и антонимов-Замена слов и сочетаний - Нахождение в тексте и исправление ошибок в употреблении фразеологических оборотовВ магазине было столько сладостей, что у меня глаза разбежались. Я смотрел на них и слюнки глотал. Мама купила мне торт. Я уплетал за обе щеки. (составили дети)
-
Дети с удовольствием сами “создают” фразеологизмы на основе рисунка и опорных слов.
-
Составление рассказа – описания, сообщения, рассуждения.
Лучше всех - одна такая мама у меня Умная, красивая - самая любимая, Даже если я шалю, все равно ее люблю! Мою маму зовут Татьяна. Она умная, красивая, хорошая. У мамы светлые волосы, голубые глаза. Она очень меня любит, и сестренку Дарину, и папу. Когда я болею, она ухаживает за мной, переживает. Иногда мама бывает строгой. Это когда мне лень делать домашнее задание. Или когда мы балуемся с сестренкой. Но все равно она хорошая. У нее «золотые руки», она любит вышивать крестиком, вязать, вкусно для нас готовить. Я ее очень люблю. Козылбаева Ангелина
-
Сочинение стихотворений по данной рифмеРИФМА СОЛНЦЕ – ОКОНЦЕ,ВЕСНА – КРАСНА
Если вдруг в оконце Ярко светит солнце, Значит к нам пришла весна - красна (1 класс Петухов Антон)
-
Пробуем составлять синквейн(В,М.Гаршин «Лягушка – путешественница» - про лягушку)1строчка: тема (одно существительное);2 строчка: описание темы в двух словах, 2 прилагательных;3 строчка: описание действия в рамках темы 3 словами (3 глагола ,причастия или деепричастия);4 строчка: фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);5 строчка: синоним из одного слова к теме.ЛягушкаЛупоглазая, толстаяСоображает, болтает, хвастаетИзобретает необыкновенный способ летатьПутешественница (3 класс)
-
А\видео\20161217171006.MTS
-
А\видео\20161217170435.MTS
-
А\видео\20161217170514.MTS
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.