Содержание
-
Выполнила: учитель географии Буянкова Л.Н. 2014
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.
-
Феномен «здоровье» Здоровье – это социокультурная характеристика человека, интегрирующая системные элементы действенно-практической и смысловых сфер личности и проявляющаяся в успешности жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия (физического, душевного, социального).
-
Интегративная модель здоровья Смысловая сфера личности Действенно-практическая сфера личности Внутренняя картина здоровья Жизнеспособность Готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений Компетенция здоровьеформирующего поведения
-
Первый уровень личностной смысловой системы (информационно-пассивный) Здоровье воспринимается как некоторая данность, не зависящая от человека, состояние благополучия и отсутствие болезней. На этом уровне у индивидов преобладают медицинские суждения, связанные со здоровьем, а причины нездоровья связываются с независимыми от человека обстоятельствами (наследственностью, финансовым благополучием семьи, удачей в личных делах и на работе, состоянием окружающей среды). Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья выражается в локальных несиситемных лечебно-профилактических мероприятиях в связи с возникновением состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья на этом уровне может быть выражено следующей формулой: «Чтобы быть здоровым, надо родиться здоровым. Здоровье, прежде всего, зависит от здоровья наших родителей, а также от удачи. Когда есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о здоровье».
-
Второй уровень личностной смысловой системы(адаптивно-поддерживающий) Здоровье воспринимается как состояние благополучия, которого человек может самостоятельно достигнуть в результате систематических профилактических мероприятий и соблюдения здорового образа жизни в его традиционном понимании. Деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья на этом уровне носит системный целенаправленный характер, но ее содержанием остаются разнообразные лечебно-профилактические мероприятия с целью профилактики состояния нездоровья. Смысловое восприятие здоровья может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым – значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого. Для этого надо быть внимательным к любым проявлениям своего организма, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.) и соблюдать здоровый образ жизни».
-
Третий уровень личностной смысловой системы(ресурсно-прагматический) Здоровье воспринимается как ресурс, который необходим индивиду, чтобы приспособиться к внешним социальным и природным условиям для достижения состояния успешности. Поэтому здоровье необходимо поддерживать и улучшать, чтобы этот ресурс не был преждевременно израсходован. На этом уровне деятельность по сохранению и укреплению здоровья также носит системный и целенаправленный характер, но ее содержание определяется психофизиологическими особенностями человека и его личностными притязаниями. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке и все хорошо. Когда человек здоров, он хорошо учится и работает, а если у человек все получается, то он не будет волноваться и болеть. Поэтому здоровье зависит от нас самих, и оно необходимо, чтобы быть успешным и счастливым».
-
Четвертый уровень личностной смысловой системы(личностно-ориентированный) Здоровье воспринимается как проявление способности человека к гармоничному (физическому, социальному и духовному) развитию и достижению состояния благополучия. Здоровье ассоциируется с состоянием человека как уникальной самобытной личности, реализующей себя в творческой деятельности. Поэтому деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья воспринимается как необходимая и естественная для саморазвития и самосовершенствования. Смысловое восприятие здоровья на данном уровне может быть выражено следующей формулой: «Быть здоровым - значит быть со всеми в гуще событий, уметь приспосабливаться к разным условиям и быть готовым к самореализации. Поэтому человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя и все время стремится к лучшему».
-
Здоровый образ жизни Это индивидуальная стратегия жизнедеятельности человека по достижению состояния благополучия, реализующаяся на основе ценностных социокультурных представлений о феномене «здоровье» и с учетом индивидуальных особенностей жизнеспособности.
-
Здоровьесберегающая технология в образовании Это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых ОУ для медико0психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.
-
Виды здоровьесберегающих технологий в образовании: А) система медико-психолого-педагогических мероприятий по оптимизации образовательного процесса с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности учащихся; Б) технологии психолого-педагогической поддержки личностного развития школьников с целью совершенствования их социально-личностной жизнеспособности; В) образовательно-воспитательные технологии по коррекции личностной смысловой системы школьников «внутренняя картина здоровья».
-
Здоровьесберегающее образование – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.
-
Цель здоровьесберегающего образования – укрепление психофизиологической жизнеспособности школьников и коррекция смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до адаптационно - поддерживающего уровня.
-
Основное средство – организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.
-
Результат здоровьесберегающего образования – формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня (опыт безопасного здорового поведения в типичных жизненных ситуациях и в типичных жизненных ситуациях и в типовых ситуациях риска нарушения здоровья).
-
Факторы, влияющие на здоровье школьников: Стресс, испытываемый ребенком в ОУ во время взаимодействия с другими учащимися и педагогами; Интенсификация учебного процесса; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Некачественное дошкольное образование; Отсутствие системности и последовательности в формировании у школьников ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе в профилактике вредных привычек, полового воспитания); Соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Функциональная грамотность педагогоа в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников; Элементарная медико-психолого-педагогическая грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей; Существующая система физического воспитания.
-
Учебно-организационные факторы, влияющие на здоровье школьников и зависящие в большей степени от администрации: Организационно-педагогические условия жизнедеятельности ОУ (поддержание санитарно-гигиенических условий эксплуатации школьного здания и территории, организация качественного и разнообразного питания и качественного медицинского обслуживания, психологическое обеспечение образовательного процесса, организация внеурочной деятельности учащихся и физкультурно-оздоровительной работы); Психологический климат педагогического коллектива; Наличие системы работы по формированию у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни; Активное привлечение родителей и общественности к деятельномуучастию в жизни школы; Интегрированность ОУ в социум.
-
Психолого-педагогические факторы, зависящие в большей степени от педагога: Психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися, характерпроведения опросови экзаменов, объективность оценивания учебных достижений школьника с учетом его личностных и психофизиологических особенностей, поддержание разумной дисциплины); Степень реализации педагогам индивидуального подхода на уроке и учет индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей учащихся при организации учебного процесса в целом; Личные психологические особенности педагога (особенности его характера, степень обременения собственными проблемами и способность к психоэмоциональным переключениям); Соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью; Профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровьесберегающего образования и профилактики отклоняющегося поведения школьников.
-
Качественные показатели успешности работы ОУ по сохранению и укрепления здоровья обучающихся, предложенные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): Активное содействие педагогического коллектива повышению самоуважения всех учащихся; Развитие и поддержание позитивных отношений между персоналом ОУи учащимися в повседневной жизни школы; Ясное понимание всеми членами педагогического коллектива задач школы в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, как ресурса их благополучия и успешности; Обеспечение потребности учащихся в совершенствовании своего здоровья посредством широкого набора форм активности и организации досуга; Развитие и укрепление связей между школой, семьей и общественностью; Поддержание имиджа педагогов и персонала школа как образцов в соблюдении здорового образа жизни; Использование ОУ потенциала различных специалистов для обучения школьников способам сохранения и укрепления соматического и душевного здоровья; Совершенствование школьного питания и школьной медицинской службы. В отечественных исследованиях систематизированы следующие качественные показатели общественной оценки здоровьесберегающей деятельности школы: Желание учащихся посещать школу; Курящие школьники; Гигиеническое состояние учебных кабинетов, коридоров и школьных туалетов; Содержание уроков физкультуры и позитивная эмоциональная атмосфера на них; Характер взаимоотношения педагогов и учащихся и учащихся между собой; Жизнь в школе после уроков (пустеет школа после уроков или активная жизнь учащихся и педагогов проходит не менее интенсивно, чем на уроках); Внешний вид и поведение педагогов как образец для подражания школьников по ведению здорового образа жизни; Организация питания и медицинского обслуживания школьников.
-
Целью комплексного психолого-педагогического мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является: Оценка системности и последовательности создания здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ с целью минимизации отрицательного воздействия на психофизиологическую жизнеспособность школьников; Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности школьников; Оценка эффективности образовательной деятельности по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни с целью коррекции и гармонизации внутренних представлений школьников о феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни» на основе социокультурного подхода с целью совершенствования социокультурной жизнеспособности школьников.
-
Анкетирование учащихся МКОУ Князевской ООШ (апрель 2014 г., 5-9 классы) Анализ анкет: 9 класс -4 учащихся Результат: 4- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип). 8 класс – 2 учащихся Результат: 2- отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности. 7 класс-1 учащийся Результат: 1- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип) . 6 класс-6 учащихся Результат: 1- уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип), 3- недостаточно осознанное отношение к здоровью (адаптационно-поддерживающий тип), 2-отсутствие сознательного отношения к своему здоровью как ценности. 5 класс- 3 учащихся Результат: 2-уровень осознанного отношения к здоровью (ресурсно-прагматический тип), 1-отсутствие сознательного отношения к своему здоровью. Вывод: Опрошено всего-19 учащихся, из них 42 % имеют уровень осознанного отношения к здоровью, 15%-недостаточно осознанное отношение к здоровью, у 26% отсутствует сознательное отношение к здоровью как ценности.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.