Содержание
-
Артикуляционная диспраксия в практике логопеда
Актуальность Изучение проблемы Классификации Причины Симптоматика Отличия от сходны состояний Лечение и коррекция Учитель – логопед: МБ ДОУ №305 Мартынова Елена Ивановна
-
«Речевая или артикуляционная апраксия (диспраксия) развития»
Многочисленная группа детей сизбирательными, негрубыми, но стойкими нарушениями звукопроизношения, которые могут сопровождаться легкими проявлениями иннервационной недостаточности мышц органов артикуляции.
-
Изучение проблемы:
Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимова, 2015г. Б.М. Гриншпун 1989г.; Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, 1978г.; Э. Я.Сизова, Э. К. Макарова, 1979г.; И. И. Панченко 1975г.; Е. Ф. Собатович и а. Ф. Чернопольская 1981г.; Р. А. Белова – Давид 1969г.; Е. М. Мастюковой, 1985г.
-
Е. Ф. Собатович и А. Ф. Чернопольская:
Выделили следующие виды дизартрии в зависимости от проявленийнарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов артикуляции : I. нарушение звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата; II. слабость, вялость артикуляции. эти две группы отнесли к стертой форме псевдобульбарной дизартрии. III. клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов. Эту группу авторы отнесли к корковой дизартрии. IV. дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности – отнесены к смешанным формам дизартрии.
-
Причины:
Диспраксия возникает у детей по нескольким причинам, связанным с: внутриутробным развитием и генетической предрасположенностью Микротравмы мозга в родах или послеродовом периоде Мутации Недоношенность Наследственность. Точных причин заболевания на сегодняшний день ученым выявить не удалось. Можно говорить о совокупности проблем при развитии плода, влиянии экологии, образе жизни родителей, генов.
-
Симптомы:
шаткость походки, сбивчивость очередности движений ног при ходьбе, нарушение серийности последовательных движений по заданию нарушение плавности, точности моторных движений в пространстве нарушение плавности, четкости мелкой моторики нарушение кинестетических ощущений, неточные проприоперцептивные ощущения раскоординированность зрительного анализатора и моторных движений (в особенности мелких движений пальцев, органов артикуляции) выраженные трудности автоматизации движений (чем мельче движения, тем более сложной становится автоматизация)
-
Особенности речи при артикуляционной диспраксии:
замены фонем; трудности автоматизации звуков; пропуски согласных и гласных звуков, нарушение слоговой структуры; перестановки слогов; смешение освоенных фонем.
-
Формы дизартрии описанные Е. М. Мастюковой в разделе «корковая дизартрия»:
кинетическая (затруднение переключения между артикуляционными позами) кинестетическая форма (оральная диспраксия)
-
Отличия от сходных состояний:
Отличия от дизартрии: Ребенок постоянно ищет артикуляционную позу Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы (абсолютно освоены), то он произнесет его правильно с большей вероятностью (т.к. нет тонусных нарушений, синкинезии и прочего). Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. на фоне эмоциональной возбужденности ошибки в речи встречаются намного чаще. Отличия от моторной алалии: богатый словарный запас; правильное грамматическое оформление предложений, фраз; относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний; есть «чувство языка», способность играть со словами, например, составлять рифмы.
-
Лечение и коррекция
Включает в себя точную диагностику неврологом, медикаментозное лечение и занятия со специалистами: неврологами, физиотерапевтами, логопедами, дефектологами. Немаловажную роль играют физические нагрузки, занятия спортом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.