Содержание
-
ТЕМА МАСТЕР КЛАССА УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА МБДОУ 73 МУШКОВОЙ Е.А АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО НОРМАЛИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
-
Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое.
-
Проблемы возникают как с импрессивной, так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.
-
У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.
-
Часть дошкольникв с ЗПР практически не владеют речью – пользуются несколькими лепетными словами или звукокомплексами. Прежде всего это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти
-
В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая .Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга . При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры
-
Существуют различные аномалии и нарушения в строении артикуляционного аппарата. 1Укороченная подъязычная связка (уздечка) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, т. к. слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд,
-
2.Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким. У языка может наблюдаться гипотонус или гипертонус.
-
3.Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса прогениюпрогнатию, неправильное строение зубов или их отсутствие, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами, язык в момент речи может попадать в эти расщелины искажая звукопроизношение.
-
4.Толстые губы, также как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение. Многие дошкольники с ЗПР, имеют привычку держать язык между зубами, при этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения, развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и нарушается звукопроизношение.
-
5.Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба: узкое, слишком высокое, так называемое «готическое» небо.
-
Отмечается недостаточность речевой моторики у дошкольников с ЗПР: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного положения к другому
-
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
-
Перед тем как приступить к постановке звуков, мы вместе с детьми изучаем строение органов артикуляционного аппарата. В игровой форме обращаю внимание на движения губ, языка и характер выдыхаемой воздушной струи. Сидя у зеркала предлагаю ребенку показать на себе рот, язычок, зубки. Позднее предлагаю показать на себе нижнюю губу, верхнюю губу, верхние передние – нижние передние зубы.
-
Затем знакомимся с нашим главным органом речи – языком. Предлагаю ребенку показать язычок, образец даю сама, затем даю указание: положить язычок на нижнюю губу и рассмотреть его. Вместе с ребенком рассматриваем язык, находим его кончик, спинку, боковые края, корень языка..
-
На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд.
-
Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения динамической паузы на занятиях. * «непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя»; * «покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад; * «поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.
-
В группе детей с ЗПР важен принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью детей данной категории автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения периодически повторяющиеся из занятия в занятие, в одной и той же форме, ребенку надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, это относится к старшей подгруппе, можно использовать комплекс упражнений в виде адаптированных сказок с детьми в вечернее время.
-
Адаптированные сказки с движениями Путешествие бусинки Путешествие язычка, могут использовать воспитатели для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.Подобное закрепление материала во второй половине дня является дополнительной коррекционной тренировкой. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности
-
Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с деревянным одноразовым шпателем: Использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволит достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.