Содержание
-
Диалог. подготовка к ГИА С2
-
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
-
Диалог
Функции диалога:
- Помощь в развитии действия.
- Информативность.
- Дополнение характеристики героев.
-
Диалог является основной формой разговорной речи. А так как речь художественного произведения всегда подвергается стилизации, то диалог в художественном произведении является ни чем иным, как стилизацией реальной речи.
-
Единство диалога в его смысле, теме, содержании.Диалог:
- средство выражения логической цепи взаимосвязанных по содержанию сочетаний мыслей-суждений,
- речевое построение, в котором два говорящих как бы создают одну мысль,
- структура, где тема распределяется между двоими.
Специфика диалога как сложного единства тесно связана с его тематической цельностью, с характером развития содержания, с движением мысли.
-
Диалог подразумевает установку на устную речь
- большое количество разговорных выражений,
- просторечий,
- широкое использование эмоционально-экспрессивной лексики
- синтаксических средств (простых и бессоюзных предложений),
- важная роль интонации.
Все это несвойственно письменной речи.
-
Особенности диалога
- краткость высказывания,
- большая роль интонации,
- разнообразие особых предложений неполного состава,
- свободное от строгих норм письменной речи синтаксическое оформление высказывания,
- преобладание простых предложений.
-
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».Всякое наше представление о взаимодействии, контакте или коммуникации связано с диалогом. Поэтому неудивительно, что именно диалогу автор уделяет много внимания, когда
- рассматривает человеческие отношения;
- даёт речевую характеристику героям;
- выражает своё отношение к ним и т.д.
Диалог представляет своеобразную инсценировку жизненных явлений, в которых вырисовывается характер героя.
Функциональная нагрузка диалога:
- выявить характер отношений между героями,
- показать знания говорящего о мире, его установки, оценки,
- противопоставить (сопоставить) взгляды литературных героев на жизнь,
- показать их эмоциональное (психологическое) состояние,
- воспроизвести особенности речевого поведения героев,
- обратить внимание читателя на речевую манеру персонажей,
- создать определённую стилистическую тональность общения и т.д.
Диалог придаёт повествованию драматичность, позволяет раскрыть характер героя через его реплики, показывает идейно-нравственную позицию героев и автора.
-
Обращения в диалоге
- Обращение необходимо для установления контакта, и это его прямая функция.
- Адресат непосредственно отмечается формой обращения.
- Обращения выполняют функцию выражения субъективного отношения рассказчика к собеседнику и в тоже время они создают атмосферу непринужденной беседы, иллюзию речевой ситуации.
- В зависимости от интонации обращение-воздействие может иметь смысл укора, запрета, предостережения, просьбы и др.
-
Вопросы в диалоге
Вопросы приобретают функцию:
- выделения темы дальнейшего сообщения: "Про жизнь мою рассказать?"
- образного воплощения внутренних размышлений героев и рассказчика: "Где оно, моё счастье? –думает Алёшка. - И когда оно появится?"
- выражения модально-эмоциональных оценок (желательности, удивления, недоумения, неуверенности, сомнения, возмущения и др.): "Да как же ты живёшь?"
Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.
-
Виды вопросно-ответных единств в диалоге
- Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке.
- Ответ выступает как возражение или новое толкование.
- Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение.
-
Текст
-
(1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним.(3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:(4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…(5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.(6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…(12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.(14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.(15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.(17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…(20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!(22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.(25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:(27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.(29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.(31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.(32)— Ну, как дела?(33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.(34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.(35)— Как же ты это подкачал, тезка?(36)Ваня только вздохнул.(37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.(38)— Ничего, тезка… не горюй…(39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.(40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.
-
Текст
(41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.(42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:(43)-Ребята землянику принесли!(44)— Да ну! (45)Неужели поспела?(46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:(47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.(49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:(51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…(52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!(55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:(56)— Ел, ел, аж опротивели.(57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.(59)— Я и не вру.(60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.(62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.(63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.(65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!(67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:(68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите… .(69)По коридору расхаживал главврач.(70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?(71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?(74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.(76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?(79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.(80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:(81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.(83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:(84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…(85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…(По В.Астафьеву)
-
Пишем сочинение о роли диалога
-
В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог, автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей.Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек. Кроме того, женщина очень переживает случившееся с её квартирантом, и инверсия в этом предложении (обстоятельство и дополнение, выраженные именами существительными, стоят перед словами, к которым они относятся) передаёт её взволнованность, боль.Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5 отражает их страх за Ивана Павловича.Так, передавая эмоции хозяйки, Вани и Нюры автор помог читателю понять и их характеры, и характер дяди Соломина, ставшего близким человеком всем героям рассказа.С2.Диалог
-
У Вас всё получится!
-
Литература
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», 1989г.
- Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001.
- Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.
- Мирошниченко А."Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство" М., 2008
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.