Содержание
-
ДИСГРАФИЯ
Учитель-логопед Горская Алла Григорьевна
-
Дисграфия имеет тенденцию к росту:
-
Частичное ,нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо. Дисграфия – («графо»-пишу, «дис»- расстройство)
-
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
Слуховой дифференциации звуков; Правильного произношения звуков; Языкового анализа и синтеза; Зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза; Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение);
-
Неречевые функции
Восприятие (слуховое, зрительное) Память Внимание Мышление Психомоторика Оптико-пространственные представления Невербальный интеллект Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом.
-
Какие же причины приводят к нарушению письма?
Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери. Функциональная незрелость отделов головного мозга может быть связана с: - соматическими заболеваниями; - наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. - несформированность высших психических функций.
-
Предпосылки дисграфии:
1. Если ребенок левша. 2. В семье говорят на двух или более языках.3. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.4. Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез. 5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).6. Отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: (мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих, хвуков[Р], [Л], [Й]) 7. Несформированность: грамматических систем словообразования и словоизменения; простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.
-
Виды дисграфии:
-
1. Акустическая форма дисграфии.
Причиной возникновения этого вида является трудности слуховой дифференциации звуков речи. Проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.
-
Смешиваются следующие фонемы
обозначающие звонкие - глухие согласные (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Звуки ( Р – Л; й – Ль) Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
-
Образец письма при акустической дисграфии.
-
2. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
Ребенок пишет так, как произносит, то есть отражает своё дефектное произношение на письме, опора на неправильное проговаривание. (пишет так, как произносит)
-
замена
Р-Л, С-Ш, Ж-З Рак – лак стол – штолжук – зук ковёр – ковёлскала – шкала кожа - коза Щ-Ч Т-Ч щенок – ченоктетрадь – чечрачь Ц-С Ц-Т цыплёнок – сыплёнок рукавицы - рукавиты П-Б бублик – пуплик (публик, буплик)
-
Образец письма при артикуляторно-акустической дисграфии.
-
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Причина ее возникновения затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
-
Ошибки анализа и синтеза
1. Несформированность анализа предложения на слова (запись целого предложения в виде одного) «цвтыстятстле» вместо «цветы стоят на столе» 2. Несформированность деления слов на слоги: - пропуск слогов («моток» вместо «молоток»); - добавление лишних слогов («молототок») - перестановка слогов («мотолок»); 3. Несформированность деления слов на звуки: - пропуски гласных букв («трктор» - «трактор») - вставка лишних букв («стлол» – «стол»); - перестановка букв («турба» – «труба»)
-
Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.
-
4. Оптическая дисграфия.
Связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно-пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
-
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме при оптической дисграфии:
Замена букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов и-ш; ц-щ; п-т; л-м. Замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв в-д; б-д; ш-т. Пропуски, не дописывание элементов букв и-у Зеркальное изображение е, з, с, к…
-
Образец письма при оптической дисграфии.
-
5. Аграмматическаядисграфия.
Причина – несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования Это выражается в неправильном согласовании и управлении . - Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). - Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
-
Ошибки : Аграмматическаядисграфия.
Трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями; Нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями; Синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения; Грубые нарушения последовательности слов; Рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение); Замена форм ед.числа существительными мн.числа; Замена окончаний; Замены приставок, суффиксов ( словообразование).
-
Образец письма при аграматическойдисграфии.
-
Смешанная дисграфия
В основе несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
-
Образец письма при смешанной дисграфии.
-
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
-
КОНЕЦ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.