Содержание
-
Для чего нужны синонимы и антонимы?
Учитель русского языка и литературы Балакирева Татьяна Анатольевна,
МОУ СОШ № 256 г. Фокино Приморский край
Урок развития речи в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой
-
Прочитайте текст
Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
(М. Ефетов.)
Определите тему и основную мысль текста.
Каким способом связаны предложения в тексте?
-
Определите значение слов
- Блестеть
- Сверкать
- Сиять
- издавать блеск.
- издавать яркий, переливающийся блеск.
- излучать сильный, яркий, но ровный свет.
-
Лингвистический эксперимент
Дрожит изумрудная капля
В зелёной ладошке ольхи.
(Г. Граубин.)
Укажите в тексте синонимы.
Как изменится звучание стихотворения, если слово изумруднаязаменить его синонимом зелёная?
-
Сравните
1. Если вместо слова изумрудный поставить его синоним зелёный, то не будет той дрожащей, прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в этих строках поэта.
2. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
3. Изумрудный – от слова изумруд. А изумруд – не просто зелёный камень, а ярко-зелёный, прозрачный, драгоценный.
-
Сделайте вывод
Синонимы позволяют выразить мысль наиболее … .
-
Из воспоминаний Валерии Дмитриевны Пришвиной о реке Векше (в Подмосковье)
Чистая вода на солнечном свету вся была покрыта ковром водяных лилий, белых и жёлтых.
Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро бегущей реки; волны под ними переливались на солнце тоже как музыка.
-
Работа над миниатюрой Пришвина М.М. «Бал на реке»
Упр. 205.
- Объясните смысл заглавия.
- Найдите синонимы. Определите их роль.
- Запишите текст.
-
Текстовые синонимы
- Что такое текстовые синонимы?
Слова, которые только в данном тексте обозначают одно и то же, называют текстовыми синонимами.
- Какова их роль?
Текстовые синонимы позволяют избегать ненужных повторов и могут быть сцепляющими словами.
-
Найдите текстовые синонимы Спишите предложения с этими словами
… Я сидел у шалаша, греясь на солнце после едкого утреннего тумана. Вдруг по моим ногам скользнула чья-то тень. Я вскинул голову и увидел ястреба. Хищник стремительно мчался к реке, прижав к бокам свои сильные крылья.
Каким способом связаны выписанные вами предложения? Какую роль в их связи играют текстовые синонимы?
-
Прочитайте словарную статью, найдите в ней синонимы; подумайте, для чего они здесь
употреблены?
Отчизна, сущ. ж.р., только ед.ч., р.п. Отч-изн-ы (книжн.). Родина, отечество. Мой друг, отчизне посвятим/ Души прекрасные порывы. (А.С. Пушкин.)
Подбор синонимов – один из способов толкования лексического значения слова.
-
Употребление антонимов в речи
- Какова роль антонимов в речи?
Антонимы придают речи ясность, выразительность.
Являются одним из способов толкования лексического значения слова.
-
Найдите антонимы Какую мысль они помогают выразить наиболее ярко?
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас зиму,
Зиму холодную.
(Детская народная песенка.)
Напишите текст по памяти
-
К выделенным словам подберите антонимы и вставьте их на месте точек
1) На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб всласть.
2) Маленькое дело лучше большого … .
3) Корень ученья горек, да плод его … .
4) Легко сказать, да … доказать.
5) Вперёд беги, а … оглядывайся.
-
В тех случаях, когда слово имеет чёткий антоним, он приводится в толковании лексического значения слова (в качестве дополнительной характеристики его) с пометкой противоп. (противоположное). Например, чёрный – цвета сажи, угля; противоп. белый.
-
На месте точек поставьте антоним, дополняющий толкование лексического значения слова
Высокий – имеющий большое протяжение снизу вверх, расположенный на значительной высоте; противоп. … .
2) Активный – деятельный, энергичный, инициативный; противоп. … .
3) Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является, отечество; противоп. … .
-
Подведём итоги
- Для чего нужны синонимы?
- Что такое текстовые синонимы? Какова их роль в речи?
- Для чего нужны антонимы?
-
Использованные материалы
Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учеб. Пособию «Русская речь. 5 -7 классы»: 5 кл. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. 2000
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.