Содержание
-
Урок русского языка в 5 классе по УМК Бабайцевой Синонимы
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель МОУ СОШ № 256 ГО ЗАТО г. Фокино, Приморский край
-
По следам домашнего задания
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Нарисуйте, пожалуйста, лук и кран.
- Что вызывает у вас затруднения?
- Что называется омонимами? Дайте определение.
Как вы устранили неточность, двусмысленность высказываний, связанную с употреблением омонимов, в домашнем упражнении (упр. 728.)
-
Синонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одной и той же частью
речи и имеют общее лексическое значение
Чем могут отличаться друг от друга синонимы?
Являются ли синонимами слова «алый» и «краснота», «бег» и «мчаться»? Укажите своё утверждение, исходя из определения синонимов.
-
Запишите: 1) ряды однокоренных слов; 2) ряды синонимов
Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, доблестный, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически, образ, храбриться, совестно.
К какой части речи относятся синонимы каждого ряда?
Обозначьте морфемный состав двух однокоренных слов.
-
Прочитайте стихотворение, найдите в нём синонимы, чем они различаются?
А у нас на площади
Стоят четыре лошади.
Дед тихонько лошадь тронет,
Скажет: «Лошади – не кони!»
Улыбается отец:
«Лошадь – пахарь,
Конь – боец!»
И тихонько взрослые
Объясняют мне:
«Груз везут на лошади,
Едут – на коне».
(Р. Дышаленкова)
Объясните орфограммы и пунктограммы. Запишите текст.
Укажите глаголы, которые вводят прямую речь. Можно ли их назвать синонимами? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике «Русский язык. Теория».
-
К данным словам подберите и запишите синонимы усилительного характера
- Удивить –
- Тревога –
- Огромный –
- Страх –
- Талантливый –
- Сильный -
Градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда.
-
Что достигается благодаря использованию в роли однородных членов слов-синонимов?Чем
различаются синонимы большой, огромный?
Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом и победителем.
У нас был большой двор. Конечно, он остался таким и сейчас, но я теперь старше – и то, что в детстве казалось мне огромным, стало большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
Огромный – вероятно, от слова «огромъ» – пространство, на котором слышен удар грома. Огромный – чрезвычайно большой.
Громадный – от древнерусского «громада», что значило «толпа, куча».
Обозначать «очень большой» слово стало позже, может быть, под влиянием слова «огромный».
-
Самостоятельная работа
Замените повторения синонимами.
1 в. Весь класс быстро выполнил заданное учителем задание.
2 в. Следует отметить следующие недостатки.
-
Подведём итоги
- Что такое синонимы?
- Что такое контекстуальные синонимы?
- Чем могут различаться синонимы?
- Какова роль синонимов в речи?
-
Объяснение домашнего задания
§ 60, упр. 732.
-
Использованные материалы
Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2004
Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.