Содержание
-
Эффективные приёмы повышения функциональной грамотности учащихся
Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории средней общеобразовательной школы №3 Эмер Марины Витальевны.
-
Орфографическая грамотность
Выступает составной частью общей языковой культуры человека Обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении
-
Орфографические умения:
ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи) проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
-
Структура орфографического действия
Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи Выбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить) Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачи Осуществление орфографического самоконтроля
-
Орфографическая зоркость
Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.
-
Формирование орфографической зоркости
С этой целью провожу различные диктанты (зрительный, слуховой, предупредительный, выборочный, диктант «Проверяю себя» и другие). Хороший результат дает предупредительный диктант с «отсроченным» решением дидактической задачи («разученный» диктант). Даю учащимся время по предупреждению орфографических ошибок (от 1-2 до 3-4 дней). В этом случае осмысление и запоминание распределяется по времени, что особенно важно с точки зрения психологии.
-
На уроках использую такие виды работ: списывание текста, комментированное письмо, письмо по памяти, написание сочинений-миниатюр по опорным словам (выполнение этих работ осуществляю дифференцированно) работа по заполнению различных таблиц
-
разрозненных и нетвёрдых знаний навыков в области практической При подготовке к урокам рекомендую использовать формулы-таблицы Бройде М.Г., каждая из которых представляет собой лаконичную логическую схему условий правописания внутри отдельной проблемы. На уроках в старших классах я с успехом использую данные таблицы для систематизации грамотности.
-
Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.
-
Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне.
Кто заметил, как пишется слово …? Кому удалось обратить внимание на написание слова …? Какое слово пишется не так, как слышится? Что необычного вы заметили в написании слова …? Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые встретились в статье? И т. д.
-
Память является важнейшим познавательным процессом лежащим в основе обучения, в том числе и обучения родному языку. Развитие оперативной речевой памяти позволяет заметно повысить уровень грамматической, орфографической, пунктуационной правильности речи.
-
Кто зорче?
Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает не более 12 минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.
-
Словарный диктант «Кто больше запомнит».
Произношу один раз и более не повторяю цепочку, например, трёх слов. Затем делаю паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читаю новая цепочку из трёх слов и опять делаю паузу, достаточная для того, чтобы школьники успели их записать. Так происходит несколько раз, пока не будет записано примерно то количество слов, которое рекомендуется для словарных диктантов
-
Распространение ПП влево и вправо от главных членов.
«Дует ветер» Степень трудности измеряется количеством слов, расположенных между главным членом предложения.
-
Восстановление деформированного текста.
Учащиеся должны составить осмысленное, грамматически правильно оформленное предложение из «рассыпанных» слов , например: хорошо, идти,по, осенний, лес, ранний, утром! Слова могут находиться не только в начальной, но и в нужной грамматической форме, не только в требуемом синтаксическом порядке, но и вразбивку
-
Перестановка частей предложения.
Каждое предложение запишите несколько раз, ставя «деепричастные обороты то в начале, то в середине, то в конце: «Длинные вереницы журавлей летят на юг жалобно курлыча». Жалобно курлыча, летят на юг длинные вереницы журавлей. Длинные вереницы журавлей, жалобно курлыча, летят на юг.
-
Орфографический самоконтроль –
это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
-
Как проверить письменную работу?
Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок. Отмечай все орфограммы. Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок. Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?
-
Способы правки ошибок
подчёркиваю слово, где есть ошибка; подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание; если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам; на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи; указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация; указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
-
Описки (опечатки) Орфографи ческие ошибки Нужно быть внимательным Нужно знатьправила Ошибки Чтобы не было ошибок
-
Как работать над ошибками?
найдим подчёркнутое слово; определяем, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её; выписываем слово с пропуском на месте той буквы, которая выбрана неверно; решаем, какое правило следует применять; выполняем нужные действия и вставь букву; исправляем ошибку в тексте.
-
7 способов повыситьуровень грамотности
1. Уделяйте чтению максимально возможное количество времени. 2. Пишите каждый день, даже если не хотите. 3. Проверяйте и опровергайте свои сомнения. 4. Эти онлайн сервисы вам помогут. gramota.ru и therules.ru 5. Установите приложение «Слово дня». «Слово дня» на Android «Слово дня» на IOS 6. Учите каждый день по одному правилу therules.ru 7. Перечитывайте и редактируйте всё, что только можете написать.
-
Желаю вам успехов в работе, а вашим ученикам-хороших результатов!
-
Литература:
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1991. Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. Русский язык: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.