Содержание
-
Повышение грамотности учащихся через новые подходы к обучению орфографии
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ Мамонтовской средней общеобразовательной школы №1 Ивановой Ю. В.
-
Орфографическая грамотность
Выступает составной частью общей языковой культуры человека Обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание при письменном общении
-
Орфографический навык
автоматизированное «правилосообразное» действие, предполагающее знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма.
-
Теоретические вопросы
лингвистические основы правописания структура орфографического действия
-
Принципы русской орфографии
Морфологический Фонематический Фонетический Традиционно-исторический Дифференцирующие написания
-
Морфологический принцип предполагает
- единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или формы слова.
-
Фонематический принцип
состоит в том, что буквой на письме в русском языке обозначается не каждый конкретный звук, а весь ряд фонем по сильной позиции, т. е. в процессе письма мы обозначаем не изменчивый звуковой состав, а постоянный фонемный состав, который устанавливается по сильным позициям рядов позиционно чередующихся звуков. Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков. Гла|з|а – гла|с| - гла|с|ки - /з/ - з В|о|ды – в|а|дичка – в|ъ|дяной - /о/ - о
-
Фонетический ( пишу, как слышу: луна ) Традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношения, где сохраняется письмо по традиции. Дифференцирующие написания – это омонимы по произношению (компания- кампания, плач – плачь, рож – рожь, тушь - туш), слитные, полуслитные и раздельные написания.
-
Фонетические умения
1 Умение слышать звучащее слово в правильном орфоэпическом режиме 2 Умение интонационно выделять и называть по порядку звуки в слове 3 Умение ориентироваться в звуках- «соседях» 4 Умение характеризовать звуки
-
Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов)
Для решения орфографической задачи ученик должен: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения; решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму; написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
-
Структура орфографического действия
Нахождение орфограммы – постановка орфографической задачи Выбор способа решения орфографической задачи (правило, которое следует применить) Выполнение намеченной последовательности действий – решение орфографической задачи Осуществление орфографического самоконтроля
-
Орфографические умения:
ставить орфографические задачи, т. е обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью) устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи) применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи) проверять написанное (осуществлять орфографический самоконтроль)
-
Орфографическая зоркость
Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове, различая, какой из них в сильной позиции, а какой - в слабой и значит, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при одинаковом звучании. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где возможен выбор написания.
-
Условия успешной работы над формированием орфографической зоркости
на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, достаточное развитие всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения.
-
Феномен «природной» грамотности
ориентируются в смысловой Хорошо читающиеструктуре текста Группа 1 Группа 2 Хорошо читающие дети Хорошо ориентируются в смысловой структуре текста Присуща орфографи ческая ориентировка в тексте
-
Организация работы по формированию орфографической ориентировки в тексте на межпредметном уровне.
Кто заметил, как пишется слово …? Кому удалось обратить внимание на написание слова …? Какое слово пишется не так, как слышится? Что необычного вы заметили в написании слова …? Кто сможет орфографически проговорить, не глядя в текст, названия городов, которые встретились в статье? И т. д.
-
Этапы обучения списыванию по правилам
Письмо под диктовку в заданном темпе с проговариванием. Организация списывания по типу зрительных диктантов. Самостоятельное списывание текста. Обучение действиям самоконтроля и самооценки. Автоматизация умения совмещать в процессе чтения смысловую и орфографическую ориентировку.
-
Опознавательные признаки орфограмм
Для гласных – положение без ударения Для согласных – парность по глухости- звонкости, нахождение на конце слов и перед другими согласными, кроме непарных звонких, [в] и [в`].
-
Как писать без ошибок?
находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы. знаешь – пиши без пропусков, отмечай орфограммы не знаешь – пиши с пропуском попробуй узнать буквы, если узнал(а) – вставь и подчеркни, не узнал(а) – оставь пропуск проверь читай по слогам, снова находи все орфограммы где можешь, объясняй выбор буквы, решай, нет ли ошибок есть ошибки – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой вопрос
-
Как искать проверочные слова для корня?
1. Объясни значение с помощью родственного слова или подбери другое родственное слово 3. Если нужно, выполни оба действия.
-
Действия ученика при написании окончаний существительных
определить падеж 1 определить склонение 2 вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже 3 написать окончание существительного 4
-
Алгоритм действий ученика при написании окончаний существительных
по начальной форме определить тип склонения; подобрать проверочное слово того же склонения с ударным окончанием; подставить его на место проверяемого слова; написать в окончании проверяемого слова ту же букву, что и в окончании проверочного; проверь себя: определи падеж существительного и вспомни падежное окончание.
-
Слова «костыли»
Грудь 3 Плечо 2 Рука1
-
Карточка - помощница
-
окончание безударное? Если да, то шаг 2. задай вопрос к глаголу – определи вопрос неопределённой формы (не забудь про букву С в вопросе); поставь глагол в неопределённую форму; на –ить? определи спряжение; определи лицо, число глагола; впиши безударную гласную в окончание глагола.
-
Орфографический самоконтроль –
это умение контролировать ход орфографического действия, т. е. правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.
-
Ключевые моменты самоконтроля
Что проверять, т. е. перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения; Как проверять, т. е. иметь набор необходимых операций.
-
Описки (опечатки) Орфографи ческие ошибки Нужно быть внимательным Нужно знатьправила Ошибки Чтобы не было ошибок
-
Как проверить письменную работу?
Читай по слогам и слушай себя – нет ли описок. Отмечай все орфограммы. Где можешь, объясняй выбор буквы и решай, нет ли ошибок. Есть – исправляй, сомневаешься – ставь над буквой ?
-
Способы правки ошибок
подчёркиваю слово, где есть ошибка; подчёркиваю слово, где есть ошибка, а на полях знаком показываю морфему, содержащую неверное написание; если слово словарное и его нет в орфографическом словаре учебника, привожу на полях верную запись слова, а ошибку ребёнок находит сам; на полях ставлю знак ошибки, а рядом указание на часть речи; указываю номер страницы учебника, где сформулировано правило, дана рекомендация; указываю правило, которое следует повторить (если его изучали не в этом учебном году).
-
Как работать над ошибками?
найди подчёркнутое слово; определи, в какой части слова допущена ошибка, обозначь её; выпиши слово с пропуском на месте той буквы, которая выбрана неверно; реши, какое правило следует применять; выполни нужные действия и вставь букву; исправь ошибку в тексте.
-
Условия успешного формирования орфографического самоконтроля
чтобы самоконтроль стал мотивированным и осознанным, нужно обеспечить его мотивацию; младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия, но и его ход; школьников важно не только научить, но и приучить выполнять самоконтроль, для этого служат специальные памятки; чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбирать способ их показа, а не ограничиваться простым исправлением.
-
Литература:
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1991. Репкин В. В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности.//Начальная школа. 1999, №7, с. 35-49 Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения/Под редакцией М. С. Соловейчик. М., 1993.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.