Содержание
-
Развитие орфографической зоркости младших школьников
-
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
-
Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано! Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
-
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
-
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника.- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;- применять правило;- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
-
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; познакомить учащихся с признаками наиболее часто встречающихся орфограмм; систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
-
Необходимо формировать умения слышать звучащее слово:
выделять отдельные звуки и определять их характер; устанавливать последовательность звуков; ориентироваться в звуках – «соседях»; проводить полный звуковой анализ слов.
-
Задание «Сильный – слабый». 1.Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый? 2.Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок. (Гласные буквы одинаковые.) 3.Произнеси слова. Что можешь сказать про звуки?(Гласные звуки разные.) 4.Поможем слабому! В слове кОт гласный под ударением – сильный. В слове кОтенок гласный безударный – слабый. 5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
-
Приемы по выработке орфографической зоркости:
1.Списывание. Алгоритм списывания: 1. Прочитай слово (предложение).2. Повтори слово ( предложение), не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.3. Выдели орфограммы в списываемом слове (тексте).4. Прочитай слово (предложение) так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.7. Проверь написанное: а) читай то, что написал по слогам; б) подчеркни орфограммы в написанном слове (предложении); в) сверь каждую орфограмму с исходным словом (текстом).
-
2.Письмо с проговариванием. 3.Комментирование. 4.Орфографические минутки. Алгоритм проведения: прочитать текст; найти в каждом слове «опасные места»; объяснить их написание; прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически; списать.
-
5.Скоростное письмо. Методика проведения: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
-
6.Письмо с пропуском орфограмм. 7.Звуковой анализ слов. 8.Письмо по памяти. чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию; орфографическое чтение детьми, орфографический разбор; упражнение в запоминании; орфографическое чтение слов с орфограммами; запись; проверка.
-
9.Письмо с простукиванием. 10. Использование словарей. 11. «Запоминалки». Элла, Анна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, миллион, шоссе, программа, грипп, аллея, телеграмма. Мы слова такие слышим и с двойной согласной пишем. 12.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
-
13.Работа над ошибками. Памятка работы над ошибками. Запиши и подбери проверочное слово. (Проверяемое написание). (Зима –зимы. Сказка – сказочка. Грустный – грустит). Подбери 3 слова на это правило. ( Москва, Благовещенск, Хабаровск, Сочи. Объезд, съёмка, въехал, съели.) (Молодёжь, дочь, речь, рожь. Лыжи, жила, пружина, жизнь.)
-
Напиши целую строку ( непроверяемое написание). (Собака, собака, собака, собака, собака, собака, собака. Рисовали, рисовали, рисовали, рисовали, рисовали). 14.«Какография».
-
15.ДиктантыПредупредительный диктантОбъяснительный диктантВыборочный диктантСвободный диктантСамодиктантЗрительно-слуховые диктанты
-
Виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости.
Прочитайте три раза слова: мама дети человек брат доброта тётя мужчина ребёнок сколько букв в предпоследнем слове? сколько слов, состоящих из двух слогов? назовите третье слово; сколько слов заканчивается на гласный? согласный? сколько слов заканчивается на букву «а»? какие слова женского рода? сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
-
Упражнение: 1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание. Под лестницей на веревке грустно висели и сохли восемь прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. Шесть прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки? (Подражая Г. Остеру) 2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».
-
Упражнения на правописание слов с непроверяемым написанием. 1. В каких словах живет рак? (ЗавтРАК, РАКета.) 2. В каких словах спрятались ноты? (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.) 3. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) ) 4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж". (дЕЖурный, УЖин.) 5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВАртира, МосКВА.) 6. В каких словах ель растет? КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.