Презентация на тему "Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности"

Презентация: Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 19 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Этимологический анализ как средство развития орфографической грамотности
    Слайд 1

    Муниципальное образовательное учреждение «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности Учитель русского языка и литературы Рубцова Анна Даниловна (anastasiya-rubcova@bk.ru) п. Усть-Баргузин 2012 год

  • Слайд 2

    Актуальность

    Проблемы современных школьников:

  • Слайд 3

    Плюсы применения этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями

    Опора на исторический состав слова, происхождение слова. Осмысленное запоминание. Сокращение количества слов с непроверяемыми написаниями. Расширение словарного запаса. Развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Слайд 4

    Условия использования этимологического анализа в школе

    1.Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. 2.Упрощение этимологического анализа. 3. Отбор лексики для этимологического анализа. 4. Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом

  • Слайд 5

    Направленность этимологического анализа на достижение практических целей.

    Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Береза – белый малина – малый карандаш – кара – «черный», даш – «камень»

  • Слайд 6

    Упрощение этимологического анализа.

    Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Трамвай (от франц. tram – вагон) Парад ( от лат. paro–готовлю)

  • Слайд 7

    Отбор лексики для этимологического анализа

    При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. КОРАБЛЬ (из греч. karabos - "корабль") КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (лат. Conium – «толстая кожа, шкура» САЛЬНЫЙ в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный».

  • Слайд 8

    Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом

    Столичный ? Стол Морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем, то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым, иногда весьма отдалённым. Н.М. Шанский

  • Слайд 9

    Система упражнений с применением этимологического анализа

    1. Введение на уроках элементов этимологического анализа. Например: телефон, телевизор, телеграмма, телеграф 2.Знакомство со словами с прозрачной, а затем с затемненной этимологией. Например: медведь, солдат 3. Нахождение проверочного слова в этимологической справке. Например: приоритет – приор (первый) 4. Подбор родственных слов (на исторической и современной основе). Например: Корабль - корабельный, кораблик Корабль – корыто, короб, кора 5. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков ( рассказы, кроссворды, проблемные вопросы, логические игры, этимологические упражнения)

  • Слайд 10

    КОЛЕСО

    Круг со спицами или сплошной, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение средств передвижения.

  • Слайд 11

    Можно ли проверить непроверяемое слово?

    Произошло от др.русского КОЛО – круг Колесо – коло Коляска, колесница Кольцо, кольчуга Около, околыш, околица, окольный, околоток Колобок Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО, что означает «круг».

  • Слайд 12

    Составление текстов с изученными словами

    Надень кольчугу, садись в коляску и поезжай по этой колее в Коломну, а не колеси около околицы, иначе тебя заберет околоточный с красным околышем на фуражке.

  • Слайд 13

    Являются ли родственниками слова КОЛЕСО и КОЛЕЯ?

    Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…

  • Слайд 14

    Выбрать правильный вариант морфемного разбора

    О –коль – н –ый Околь –н - ый

  • Слайд 15

    Этимологические упражнения

    Верно ли, что КОЛЕСО и КАЛАЧ родственники? Верно ли, околыш и колышек родственники? Почему так названы? Кольчуга, кольцо, околоток, Коломна Что связывает слова? Колобок - колбаса «Третье лишнее» Колесо, колосок, околыш

  • Слайд 16

    Творческие задания:

    а) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова. б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде.

  • Слайд 17

    Полезные рекомендации

    1. Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5–6. 2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учеников не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения). В вышеприведенном этимологическом гнезде все слова объединяет общая сема «круг, круглый». 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов. Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.

  • Слайд 18

    ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. Сергей Островский

  • Слайд 19

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке