Содержание
-
Муниципальное образовательное учреждение «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.» Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности Учитель русского языка и литературы Рубцова Анна Даниловна (anastasiya-rubcova@bk.ru) п. Усть-Баргузин 2012 год
-
Актуальность
Проблемы современных школьников:
-
Плюсы применения этимологического анализа в работе с непроверяемыми написаниями
Опора на исторический состав слова, происхождение слова. Осмысленное запоминание. Сокращение количества слов с непроверяемыми написаниями. Расширение словарного запаса. Развитие устной и письменной речи учащихся.
-
Условия использования этимологического анализа в школе
1.Направленность этимологического анализа на достижение практических целей. 2.Упрощение этимологического анализа. 3. Отбор лексики для этимологического анализа. 4. Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом
-
Направленность этимологического анализа на достижение практических целей.
Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм, поскольку дает возможность сделать непроверяемые слова проверяемыми. Береза – белый малина – малый карандаш – кара – «черный», даш – «камень»
-
Упрощение этимологического анализа.
Этимологический анализ на школьных уроках проводится в таком объёме, в каком это необходимо для решения практической задачи. Трамвай (от франц. tram – вагон) Парад ( от лат. paro–готовлю)
-
Отбор лексики для этимологического анализа
При отборе лексики для этимологического анализа обязательно должен учитываться возраст учащихся и уровень обученности русскому языку. КОРАБЛЬ (из греч. karabos - "корабль") КОРАБЛЬ было образовано от той же основы, что и КОРА (лат. Conium – «толстая кожа, шкура» САЛЬНЫЙ в указанном значении восходит не к русскому слову сало, а к французскому sale – «грязный, неприличный».
-
Чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом
Столичный ? Стол Морфемный анализ даёт нам картину морфологического состава рассматриваемого слова в настоящем, то этимологический разбор знакомит нас с его прошлым, иногда весьма отдалённым. Н.М. Шанский
-
Система упражнений с применением этимологического анализа
1. Введение на уроках элементов этимологического анализа. Например: телефон, телевизор, телеграмма, телеграф 2.Знакомство со словами с прозрачной, а затем с затемненной этимологией. Например: медведь, солдат 3. Нахождение проверочного слова в этимологической справке. Например: приоритет – приор (первый) 4. Подбор родственных слов (на исторической и современной основе). Например: Корабль - корабельный, кораблик Корабль – корыто, короб, кора 5. Закрепление полученных детьми знаний, умений и навыков ( рассказы, кроссворды, проблемные вопросы, логические игры, этимологические упражнения)
-
КОЛЕСО
Круг со спицами или сплошной, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение средств передвижения.
-
Можно ли проверить непроверяемое слово?
Произошло от др.русского КОЛО – круг Колесо – коло Коляска, колесница Кольцо, кольчуга Около, околыш, околица, окольный, околоток Колобок Общим во всех этих словах является древнерусская часть КОЛО, что означает «круг».
-
Составление текстов с изученными словами
Надень кольчугу, садись в коляску и поезжай по этой колее в Коломну, а не колеси около околицы, иначе тебя заберет околоточный с красным околышем на фуражке.
-
Являются ли родственниками слова КОЛЕСО и КОЛЕЯ?
Осень в таежный край пришла как-то неожиданно. Сразу захолодало. Зачастили затяжные дожди. Единственную дорогу, ведущую к маленькому поселку строителей, размыло водой. Машины буксовали, оставляя колесами глубокие колеи…
-
Выбрать правильный вариант морфемного разбора
О –коль – н –ый Околь –н - ый
-
Этимологические упражнения
Верно ли, что КОЛЕСО и КАЛАЧ родственники? Верно ли, околыш и колышек родственники? Почему так названы? Кольчуга, кольцо, околоток, Коломна Что связывает слова? Колобок - колбаса «Третье лишнее» Колесо, колосок, околыш
-
Творческие задания:
а) Сочините рассказ об этимологии понравившегося вам слова. б) Сочините рассказ о самом интересном, на ваш взгляд, этимологическом гнезде.
-
Полезные рекомендации
1. Предпочтительнее заучивать за один раз правописание не отдельных лексем, а групп этимологически родственных слов, обычно не более 5–6. 2. При объяснении и проверке целесообразнее обращать внимание учеников не только на формальное сходство этих слов (совпадающее буквосочетание), но и на семантическую связь между ними (общую сему, то есть элемент лексического значения). В вышеприведенном этимологическом гнезде все слова объединяет общая сема «круг, круглый». 3. В первую очередь предъявлять наиболее простое с точки зрения орфографии слово, которое станет проверочным для других. Остальных участников «этимологической команды» располагать в соответствии с понятными для школьников словообразовательными и семантическими связями. 4. Не упускать случая для сообщения занимательных сведений по этимологии изучаемых слов. Субъективное восприятие учащимися информации как интересной способствует прочности запоминания.
-
ПЕРВОРОДСТВО К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое первородство. Свои рубежи. И когда я слышу: – Обереги меня! – Это значит: – Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: – Защити меня! – Это значит: – Спрячь меня за щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. Сергей Островский
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.