Содержание
-
Этиология нарушений речи
Учитель-логопед: М.С. Куликова
-
Этиология
Термин этиология – греческий, обозначает учение о причинах (этио – причина, логос – наука, учение).
-
Этиология нарушений речи по М. Е Хватцеву
Все причины речевых нарушений разделены на внешние(экзогенные) и внутренние(эндогенные), подчёркнуто их взаимодействие. Выделяются: органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины
-
Под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Основу для изучения этиологии речевых расстройств составляют эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в процессе формирования психики. В этом аспекте развитие речевой деятельности ребёнка определяется степенью зрелости его центральной нервной системы и в значительной степени зависит от особенностей ребёнка с внешним миром.
-
Критические периоды в развитии речевой функции.
Первый (1-2года жизни): Формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока(критический возраст ребёнка 14ࠠ[18 месяцев). Любые неблагоприятные факторы, могут сказаться на развитии ребёнка. Второй(3 года): В этот период может возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Это связано с переходом от ситуативной речи к контекстной, появляется рассогласованность в работе ЦНС. Третий (6-7 лет): Начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить«срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.
-
Критические периоды - предрасполагающие условия, они имеют самостоятельное значение и сочетаются с другими неблагоприятными факторами – генетическими. Общей ослабленностью ребёнка, дисфункцией со стороны нервной системы.
-
Экзогенно-органические факторыРазличные неблагоприятные воздействия (инфекции, травмы, интоксикации) на ЦНС ребёнка и на его организм в целом.
-
Перинатальная паталогия
Асфиксия и родовая травма -> ->внутричерепные кровоизлияния(речевые зоны \ зоны речедвигательного механизма речи)-> ->нарушения коркового генеза(алалия) \ нарушениязвукопроизносительной стороны речи (дизартрия) В этиологии речевых нарушений у детей определённую роль может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода -> ->непрямой билирубин (токсичное в-во для ЦНС выделяющееся из эритроцитов)-> ->нарушения звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха
-
Пренатальная паталогия
Внутриутробные поражения мозга -> наиболее тяжёлые речевые нарушения У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются множественные дизамбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба, дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия. Пример: открытая ринолалия. Нарушения внутриутробного развития плода – эмбрионопатии, могут возникать в связи с вирусными заболеваниями, приемов лекарственных препаратов, ионизирующей радиацией, вибрацией, алкоголизмом и курением во время беременности.
-
Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств и детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности нервной системы ребёнка. А также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы обусловлены изменениями генетической информации. В их основе лежат генные мутации. Специфические речевые нарушения наблюдаются и при фенилкетонурии – наследственном заболевании, обусловленном нарушением обмена фенилаланина, и других наследственных заболеваниях обмена. Все эти нарушения рассматриваются как синдромы в структуре наследственно-обменных заболеваний нервной системы.
-
Этиологические факторы сложны и полиморфны, наиболее часто встречаются сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.