Содержание
-
«Формирование грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы Подготовила воспитатель второй квалификационной категории г.Дзержинск 2014г Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад №127 «Чайка» Малинина Валентина Викторовна
-
Пояснительная записка
«Надежней конь без узды, чем речь без связи…» Теофраст Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, связно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Актуальность
-
нормативно правовая база
-
Проблема изучения формирования грамматически правильной речи связана с именами таких педагогов и психологов как: А.Н.Хомский Ж.Пиаже Л.С.Выготский А.Н.Гвоздев Д.Б.Эльконин С.Н. Цейтлин
-
Цель формирование грамматической правильности речи у старших дошкольниковЗадачи
-
Психолого - педагогические объяснения формированиеграмматической правильности речи у старших дошкольников
В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь Способы словообразования осваиваются детьми позже, чем способы словоизменения. Наиболее интенсивное Формирование словообразовательных умений и навыков происходит в средней и старшей группах, а вот критическое отношение к своим действиям, точное знание норм словообразования у детей только начинает складываться в подготовительной к школе группе.
-
Психолого - педагогические объяснения формирования грамматической правильности речи у старших дошкольников
Наряду с комплексной программой «Сообщество», которое реализуется в нашем ДОО, мы работаем и с авторской педагогической технологией по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой. Авторская программа "От звука к букве" и технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Выготским Л.С. Но несмотря на это – анализ программ показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает формирование связной речи и к подготовке к обучению грамоте, а не к формированию грамматической правильности речи в старшем дошкольном возрасте.
-
Ожидаемые результаты
-
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности
Этап 1 – диагностический На этом этапе мной решалась одна из первых поставленных задач: определить уровень сформированности грамматической правильности речи у старших дошкольников. Был использован следующий диагностический материал: Тесты для детей 6 лет (Мониторинг в детском саду, Е.В.Колесникова ) Диагностическое задание «Размытое письмо» ( Арушанова А.Г.) Анкетирование родителей Этапы работы
-
Этап 2 – формирующий (формы работы)
-
Этап 2 - формирующий
-
2 этап - формирующий
3 направления формирование морфологической стороны речи формирование способов словообразования формирование структуры предложения
-
2 этап – формирующий (интеграция образовательных областей)
Образовательная область «Социализация» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Художественное творчество»
-
Образовательная область «Познание» Образовательная область «Коммуникация» Образовательная область «Безопасность»
-
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, анкетирование.
-
Календарно – тематическое планирование (фрагмент)
-
Конспект НОД по речевому развитию«Волшебные звуки» (фрагмент)
Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей подготовительной группы Задачи: 1.Образовательные -учить подбирать родственные и аналогичные слова, прилагательные и глаголы к словам, обозначающим игрушки, согласовывать их в роде и числе -формировать представление о составе предложений и фраз 2. Развивающие -развивать внимание и умение сосредотачиваться 3. Воспитательные -Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, взаимопомощь, проявление доброты и поддержки на НОД Методы и приёмы: Образцы слов, поисковые вопросы, использование аудио файлов, игровые ситуации, художественное слово, самоконтроль, индивидуальный подход. Дифференцированный подход: ВУ – подбирают родственные и аналогичные слова самостоятельно СУ - подбирают родственные и аналогичные слова при помощи наводящих вопросов воспитателя НУ – повторяют за сверстниками подобранные ранее родственные слова, аналоги, прилагательные и глаголы Используемый материал: Магнитофон, игрушки (мишка, кукла, мяч), сюжетные картины
-
Повторная диагностика особенностей развития речи, проведенная с помощью «Тестов для детей 6 лет» (Е.В.Колесникова) показала, что степень грамматической правильности речи значительно повысилась, хотя и большая часть детей имеет средний уровень развития, однако вырос показатель высокого уровня и отмечается значительный спад количества детей с низким уровнем развития грамматической правильности речи. Результаты диагностического задания «Размытое письмо» показали, что детям стало намного проще, легче и быстрее подбирать слова, пропущенные в «письме» и согласовывать их в роде, числе и падеже, а также подбирать правильные глаголы.
-
Сентябрь 2013г Январь 2014г (контрольный срез) Сравнительная диагностика детей подготовительной группы по грамматическому строю речи (по Е.В.Колесниковой)
-
-
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с ошибкой исчез и интерес к слову.
-
Разработать календарно – тематическое планирование по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС (по возрастам) Разместить имеющийся опыт работы в электронном издании СМИ Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ и города (выступление на педагогических советах и ГМО)
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.