Содержание
-
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников
-
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО:
• фонематический слух; • фонематическое восприятие; •фонематические представления.
-
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -
способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
-
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ -
способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Помогает ответить на вопросы: • сколько слогов в слове? • сколько в нем звуков? • какой звук стоит в начале, середине, конце слова? • какой звук гласный или согласный?
-
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
-
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ -
это звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
-
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
• Развитие неречевого слуха; • Развитие речевого слуха; • Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтезаслов.
-
I этап Цель: Развитие неречевого слуха
Задачи: • Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; • Развивать слуховое внимание и слуховую память.
-
Предлагаемые игры:
• «Что звучало?» • «Где звучало?» (индивидуально) • «Колокольчик» • «Хлопни, как я!» (индивидуально) • «Ритмы» (индивидуально)
-
«ЧТО ЗВУЧАЛО?»
Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонст-рируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.
-
«ГДЕ ЗВУЧАЛО?»
Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук. «КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.
-
«РИТМЫ»
Взрослый загадывает животное и сообщает ребёнку нужный ритм с помощью простукиваний. Ребёнок пробует догадаться, какое животное загадано.
-
II этап:Цель: Развитие речевого слуха
Задачи: • Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; • Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; • Дифференциация слогов и фонем.
-
Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса
• «Далеко – близко» •«Большой – средний – маленький» • «Взрослый или детёныш?» • «Телефон»
-
«ДАЛЕКО – БЛИЗКО»
Педагог объясняет ребёнку, что сейчас он будет произносить слова громко и тихо. Если педагог произносит слово тихо, то ребёнок отвечает: «Далеко!». Если же слово педагог произносит громко, то малыш отвечает: «Близко!». «БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
-
«Взрослый или детёныш?»
Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки. «ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
-
Игры на различение слов, близких по звуковому составу
• «Какое слово лишнее?» • «Самое короткое слово» • «Рифмушки!»
-
«Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: • КОМ – КОМ – КОТ – КОМ • ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ • БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА • КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА «САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. • СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ • СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА • ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
-
Игры на дифференциацию слогов и фонем
«Назови по порядку слоги» «Чья песенка в слове». «Кто в чьём домике живёт?»
-
«Чья песенка в слове?»
-
«Кто в чьём домике живёт?»
-
III этапЦель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов
Задачи: • Определять количество слогов в словах разной сложности; • Выделять первый и последний звук в слове; • Определять место, количество, последовательность звуков в слове; • Развивать фонематические представления.
-
Игры на определение количества слогов в словах разной сложности
• «Отбей слоги мячом» • «Паровоз и вагончики» • «Гусеница» • «Тучка и зонтик»
-
«Отбей слоги мячом»
Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части.
-
«Паровоз и вагончики»
Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
-
«ГУСЕНИЦА»
Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.
-
«ТУЧКА И ЗОНТИК»
На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
-
Игры на определение примерного места звука в слове
• «Застегни пуговицу на рубашке» • «Грибочек» • «Клумба»
-
«Застегни пуговицу на рубашке»
На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.
-
«Грибочек»
В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.
-
«Клумба»
Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» цветочек на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
-
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове
• «Определи позицию звука» «Экран телевизора» • «Звёздное небо» «Стаканчики» «Звуковая мозаика»
-
«Определи позицию звука»
Ребёнку предлагается картинка. Педагог просит определить позицию заданного звука в слове.
-
«Экран телевизора»
На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.
-
«Звёздное небо»
Ребёнку предлагается картинка. С помощью цветных звёздочек ребёнок составляет звуковую схему слова.
-
«СТАКАНЧИКИ»
Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между зеленым (мягкий звук) и синим (твёрдый звук) стаканчиками.
-
Звуковая мозаика
Логопед называет разные слова. Если слово начинается со звука Р, ребёнок кладёт жетон красного цвета, если со звука Л – синего цвета. Если ребёнок правильно подобрал жетоны нужного цвета, то у него получится красивый узор.
-
ЛИТЕРАТУРА:
• Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. • Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. • Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Гном и Д. – 2000. • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. • Н.Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебникр для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.