Презентация на тему "Формирование фонематических процессов у дошкольников"

Презентация: Формирование фонематических процессов у дошкольников
Включить эффекты
1 из 39
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Формирование фонематических процессов у дошкольников" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 39 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    39
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование фонематических процессов у дошкольников
    Слайд 1

    Методика формирования фонематических процессов у дошкольников

  • Слайд 2

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО:

    • фонематический слух; • фонематическое восприятие; •фонематические представления.

  • Слайд 3

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -

    способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

  • Слайд 4

    ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ -

    способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Помогает ответить на вопросы: • сколько слогов в слове? • сколько в нем звуков? • какой звук стоит в начале, середине, конце слова? • какой звук гласный или согласный?

  • Слайд 5

    Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

  • Слайд 6

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ -

    это звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

  • Слайд 7

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

    • Развитие неречевого слуха; • Развитие речевого слуха; • Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтезаслов.

  • Слайд 8

    I этап Цель: Развитие неречевого слуха

    Задачи: • Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; • Развивать слуховое внимание и слуховую память.

  • Слайд 9

    Предлагаемые игры:

    • «Что звучало?» • «Где звучало?» (индивидуально) • «Колокольчик» • «Хлопни, как я!» (индивидуально) • «Ритмы» (индивидуально)

  • Слайд 10

    «ЧТО ЗВУЧАЛО?»

    Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонст-рируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

  • Слайд 11

    «ГДЕ ЗВУЧАЛО?»

    Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук. «КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

  • Слайд 12

    «РИТМЫ»

    Взрослый загадывает животное и сообщает ребёнку нужный ритм с помощью простукиваний. Ребёнок пробует догадаться, какое животное загадано.

  • Слайд 13

    II этап:Цель: Развитие речевого слуха

    Задачи: • Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; • Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; • Дифференциация слогов и фонем.

  • Слайд 14

    Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса

    • «Далеко – близко» •«Большой – средний – маленький» • «Взрослый или детёныш?» • «Телефон»

  • Слайд 15

    «ДАЛЕКО – БЛИЗКО»

    Педагог объясняет ребёнку, что сейчас он будет произносить слова громко и тихо. Если педагог произносит слово тихо, то ребёнок отвечает: «Далеко!». Если же слово педагог произносит громко, то малыш отвечает: «Близко!». «БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

  • Слайд 16

    «Взрослый или детёныш?»

    Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки. «ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

  • Слайд 17

    Игры на различение слов, близких по звуковому составу

    • «Какое слово лишнее?» • «Самое короткое слово» • «Рифмушки!»

  • Слайд 18

    «Какое слово лишнее?»

    Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: • КОМ – КОМ – КОТ – КОМ • ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ • БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА • КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА «САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. • СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ • СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА • ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

  • Слайд 19

    Игры на дифференциацию слогов и фонем

    «Назови по порядку слоги» «Чья песенка в слове». «Кто в чьём домике живёт?»

  • Слайд 20

    «Чья песенка в слове?»

  • Слайд 21

    «Кто в чьём домике живёт?»

  • Слайд 22

    III этапЦель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов

    Задачи: • Определять количество слогов в словах разной сложности; • Выделять первый и последний звук в слове; • Определять место, количество, последовательность звуков в слове; • Развивать фонематические представления.

  • Слайд 23

    Игры на определение количества слогов в словах разной сложности

    • «Отбей слоги мячом» • «Паровоз и вагончики» • «Гусеница» • «Тучка и зонтик»

  • Слайд 24

    «Отбей слоги мячом»

    Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части.

  • Слайд 25

    «Паровоз и вагончики»

    Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

  • Слайд 26

    «ГУСЕНИЦА»

    Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

  • Слайд 27

    «ТУЧКА И ЗОНТИК»

    На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

  • Слайд 28

    Игры на определение примерного места звука в слове

    • «Застегни пуговицу на рубашке» • «Грибочек» • «Клумба»

  • Слайд 29

    «Застегни пуговицу на рубашке»

    На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

  • Слайд 30

    «Грибочек»

    В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

  • Слайд 31

    «Клумба»

    Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» цветочек на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

  • Слайд 32

    Игры на определение количества и последовательности звуков в слове

    • «Определи позицию звука» «Экран телевизора» • «Звёздное небо» «Стаканчики» «Звуковая мозаика»

  • Слайд 33

    «Определи позицию звука»

    Ребёнку предлагается картинка. Педагог просит определить позицию заданного звука в слове.

  • Слайд 34

    «Экран телевизора»

    На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

  • Слайд 35

    «Звёздное небо»

    Ребёнку предлагается картинка. С помощью цветных звёздочек ребёнок составляет звуковую схему слова.

  • Слайд 36

    «СТАКАНЧИКИ»

    Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между зеленым (мягкий звук) и синим (твёрдый звук) стаканчиками.

  • Слайд 37

    Звуковая мозаика

    Логопед называет разные слова. Если слово начинается со звука Р, ребёнок кладёт жетон красного цвета, если со звука Л – синего цвета. Если ребёнок правильно подобрал жетоны нужного цвета, то у него получится красивый узор.

  • Слайд 38

    ЛИТЕРАТУРА:

    • Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. • Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. • Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Гном и Д. – 2000. • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. • Н.Г. Алтухова. Научитесь слышать звуки. Серия «Учебникр для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.

  • Слайд 39

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке