Содержание
-
Формирование УУД на уроках русского языка в 5-9 классах
Богомолова Ольга Алексеевна Учитель русского языка МБОУ «Плавская СОШ №1»
-
Универсальные учебные действия
-
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностьюшкольного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, егометапредметная направленность. 3
-
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
-
Типовые задачи по формированию личностных УУДна уроках русского языка.Задание «Анализ текста». 5 класс.Тема урока «Части речи» (повторение).
Цель:прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать. Дети получают карточки с текстом: Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит. Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, егопов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ныйпок..затель его человеческих качеств, его культуры. Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа. (Д. С. Лихачев) Выполнить следующие задания: Озаглавить текст. Определить основную идею. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста: Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?» Последние задания на развитие познавательных универсальных учебных действий: Выписать слова с пропущенными орфограммами и графически их объяснить.
-
Задание «Главная мысль». 8 классТема урока: «Односоставные предложения»
Цель:научиться выделять главную мысль, прийти к пониманию необходимости знать историю своей страны. Дети получают распечатанный текст на карточках с заданиями: Выразительно прочитайте текст: Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории. (Е.Осетров) Выполнить задания: - В каком предложении выражена основная мысль текста? - Как человек должен относиться к своей истории? - Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, какие они – двусоставные или односоставные.
-
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
-
Типовые задания для формирования регулятивных УУД.
-
Типовые задачи по формированию регулятивных УУДна уроках русского языкаЗадание «Выбрать цель урока из предложенных фраз». 5 класс.
Цель: формирование умения определять цель урока по теме урока. Тема урока «Неопределенная форма глагола». Выбери из предложенных фраз ту, которая, на твой взгляд, является целью нашего урока: Дать определение глаголу. Мне нравится искать глаголы в тексте. Научиться определять глаголы неопределенной формы, запомнить, какие окончания может иметь неопределенная форма.
-
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данном члене предложения по плану». 5 класс.Темы уроков «Подлежащее», «Сказуемое», «Дополнение», «Обстоятельство», «Определение».
Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь о дополнении (определении, обстоятельстве и т.д.) по плану: Что это такое? Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Какими частями речи может быть выражено? Как подчеркивается? Все ли верно в вашем рассказе? (дети читают правило в учебнике).
-
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; • практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; • развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
-
Задание «Проверь знания у соседа». 5 класс.Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».
Форма выполнения задания: работа в парах. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки). Задание: Теоретический блок: План: Что такое словообразование? Какие 7 способов словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор? Что такое словообразовательная цепочка? После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ. Практический блок: Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, водяной (существительное), выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход. Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.
-
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
-
Типовые задачи по формированию познавательных УУДна уроках русского языка. Задание «Слепая таблица». 5 класс. Тема урока: «Сказуемое».
-
Тема урока: правописание приставок на з и с
1.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока. Чтение ключевых слов урока. Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный , звонкий согласный. Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.) Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.…дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Ученики работают в парах или группах, сравнивают свои результаты, формулируют проблемный вопрос урока с уточнением: какую букву согласного – з или с – писать в приставке?
-
Решаем проблему. Открываем новые знания
Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель в текст, ключевые слова, текст в рифмовку, схему). безбрежный – бессильный вздохнуть – вспорхнуть возрождение – восклицание избежать – истолковать раздать – распустить низвергать – нисходить Проанализируйте следующие за приставками звук и установите закономерность в выборе буквы на конце приставки. (Подсказка: вспомните ключевые слова урока.) Изучение опорной схемы. формулирование правила и сверка с учебником.
-
Операционный этап
1.Выполнение упражнений, 2.В парах разрабатывается алгоритм написания слов с орфограммой – буквой з или с на конце приставок. 1) Выделить приставку. 2) Проверить, оканчивается ли она на з или с. 3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной за ним буквой. 4) Если звук глухой, выбрать букву с; если звук звонкий, выбрать букву з. 5) Проверить написание. отработка на основе слов (в паре) Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 6. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
-
Рефлексия
– Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? Регулятивные УУД Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
-
Приёмы формирования УУД
Свободное письмо (личностные УУД) по проблеме урока, по высказыванию (лингвистов, писателей) По пословице.
-
Технология проблемного обученияМастер-класс: Тема: «Изучение приставок при – пре»
Создается проблемная ситуация. Ребята занимаются исследовательской деятельностью. Развивается творческое мышление учащихся. Они усваивают знания и умения, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы. На уроке проблемного обучения ребята учатся высказывать свои собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения. Например, на доске даны слова: безвкусный, бесшумный, прибежать, пришкольный, издавать, предобрый.
-
Дается задание выписать слова с приставками, оканчивающимися на з-с, обозначить орфограмму, сформулировать правило.
Затем я спрашиваю: «А какие слова остались? Сможем ли мы их сейчас написать? Почему?» Ребята отвечают, что нет, так как не знают правило правописания. Обращаемся к материалу наблюдения и анализа. На доске написаны слова: приехать, прилететь приплыть. -Какие гласные «е или и» напишете в приставках? Почему? (Выслушиваю мнение ребят) Затем приглашаю ребят подумать над значением каждого слова и постараться определить это значение. В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске создается опорная таблица. ПРИ = ПРЕ Приближение= близко Пре=очень Присоединение=друг к другу Пре=пере Обращаемся к учебнику, знакомимся с правилом. Таким образом, приходим к выводу правописания приставок при- пре.
-
В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания.
Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его. Горе, нагорный, горевать. Вода, водяной, водить. Переносить, переносица, носовой. Речонка, речь, заречье. Морской, морить, моряк. Варианты заданий: 1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень. 2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов. 3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы. 4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.
-
Создание проблемной ситуации
1) Почему глагол СКАЗАТЬ в одном случае пишется СКАЖЕТЕ, а в другом СКАЖИТЕ? 2)Голова горит.У него в руках всё горит.На воре шапка горит. Каково значение этих устойчивых выражений? Приведите пример употребления этого слова в прямом значении.Попробуйте подобрать проверочное слово.Что обнаружили? Докажите, что слова гарь, огарок нельзя считать проверочными для слова горит. Как называются такие корни?
-
Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД.
Коллективное сочинение.«Наш город». Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп: История города. Достопримечательности нашего города. Знаменитые земляки. Плавские традиции. Пожелания родному городу. Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация. В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся нами используются разнообразные творческие домашние задания, носящие вариативный характер: написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.
-
ВЗАИМООЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ)
-
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»регулятивные УУД
Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
-
Составление кластера Познавательные УУД на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне 27
-
Дневник двойной записипознавательные, личностные , коммуникативные
-
Пятистишие- личностные, познавательные
1.Герасим 2.добрый, трудолюбивый 3.заботится, любит, работает 4.не должен страдать из-за жестокости людей 5.человек
-
Диаманта
Мачеха Сварливая, злая Завидует, хочет погубить, любуется собой Зависть губит, верность спасает Помогает, не предаёт, уважает Верная, добрая Царевна И.А.Крылов «Свинья под дубом» Свинья Глупая, неблагодарная Думает только о еде, подрывает корни, вредит Невежа пользуется плодами мудрости Учит, напоминает, заставляет задуматься Мудрый, поучающий Ворон.
-
РАФТ- личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
телеграмма от Запятой союзу И (в 5 классе- тема «Сложные и простые предложения»), докладная записка от знаков препинания бессоюзному сложному предложению, диалог между гласными и согласными обращение однородных членов к знакам препинания и др.
-
Верные -неверные утверждения познавательные УУД
Тема Имя существительное(5 класс) 1.Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет 2.Имена существительные могут изменяться по родам, числам и падежам 3.В предложении существительные могут быть только подлежащими 4.Существительные разиня, засоня относятся к женскому роду 5.Существительные мертвец, покойник - неодушевлённые.
-
проверочный листрегулятивные УУД
«Краткий пересказ» 1.Названа основная мысль текста да-нет 2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова) да-нет 3.Присутствует логико- смысловая структура текста ( части правильно следуют друг за другом) да- нет 4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста ( абзацы связаны между собой) да-нет 5.Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет
-
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
-
«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности» (Л.С. Выготский)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.