Содержание
-
Урок с использованием ИКТ на основе модульной технологии.
Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.
Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ «Заволжская СОШ» Булатовой Татьяны Викторовны.
Тверская область, Калининский район
Апрель 2010г.
-
Пояснительная записка.
Опыт работы в классах развивающего обучения по системе Л. Занкова позволяет мне обоснованно утверждать, что, учитывая возрастные особенности 5-классников и уровень их подготовки по предмету «Русский язык» в начальной школе (стандартные программы), считаю оправданным использование уроках русского языка опережающего обучения на основе модульной технологии, так как :
Формируется базовый уровень теоретической подготовки по предмету.
Формируется целостное представление о грамматических и морфологических категориях самостоятельных и служебных частей речи.
Развиваются умения анализа и синтеза предлагаемой учебной информации.
У филолога есть возможность гибко планировать распределение часов на изучение тематического учебного материала
-
Цели:
- Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола.
- Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки.
- Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
-
Модули
-
Допиши предложение:
- Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.
-
- Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.
- В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».
- Глаголы называют различные действия:
- Действия, связанные с трудовой деятельностью человека: рубить, копать, вязать.
- Действия, связанные с умственной и речевой деятельностью человека: наблюдать, решать, воображать.
- Действия, называющие перемещения и положение в пространстве: стоять, лежать, идти.
- Действия, называющие различные состояния: грустить, болеть, спать.
- Действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, пахнет.
-
Морфологические признаки глагола.
Вопрос.
- Грамматическое значение. Н. Ф.(инфинитив)
- Постоянные признаки.
- Непостоянные признаки.
- Синтаксическая роль в предложении.
-
Инфинитив.
- Каждый глагол имеет свою начальную форму, которая называется инфинитивом.
- Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.
- Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти: играть, нести
- У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование:
- лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг.
- Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти:
- Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы
- -а, -и, -е, -ова, -ну
- Инфинитив имеет следующие грамматические свойства: возвратность и невозвратность
-
Возвратные и невозвратные глаголы
Запиши глаголы в 2 столбика: возвр. невозвр.
- Решает, ненавидит, слышится, влюбиться, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит.
– Выполни морфемный разбор записанных глаголов.
-
Говорит – несоверш. в. – заговорит – соверш.в.
– Запиши глаголы в 2 столбика:
- Поклонился, положил, загорает, запирать, освещать, решает, ненавидит, слышится, влюбится, опечалилась, красится, думает, участвует, хочется, бежит
Виды глаголов.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
-
Наклонение глагола
- Глаголы изменяются по наклонениям:
- Изъявительное наклонение: все времена глагола: скучает, задумал, поможет, проснулся, подумай.
- Повелительное наклонение – побуждение к действию :
- Запиши глаголы, указанные выше, в повелительном наклонении.
- Условное наклонение – действие может произойти; употребляется с частицами бы- б:
- Запиши глаголы, указанные выше, в условном наклонении.
-
Разноспрягаемые глаголы.
- Глаголы хотеть и бежатьи образованные от них глаголы называются разноспрягаемыми.
– Проспрягайте данные глаголы в ед.ч. и мн. ч.
-
Безличные глаголы.
Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица.
В предложении безличные глаголы всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего.
– Выполните синтаксический разбор предложений:
- Сирень хорошо пахнет.
- В саду пахнет сиренью.
- К вечеру подморозило.
- Потеплело с приходом весны.
- Светает.
-
Итог изучения темы «Глагол».
- Что нового о глаголе вы узнали сегодня на уроках?
- Напишите сочинение-миниатюру (8-10 предложений) по теме : Для чего нам нужен глагол…»
-
Домашнее задание.
- Выучить составленную на уроке «памятку».
- Выполнить морфемный, морфологический разбор слов: задумался, старался бы, выучи.
- Презентации.
- Попробуйте дома сочинить стихотворение, используя только глаголы и служебные части речи.
- Определите синтаксическую роль этих глаголов.
- Дополнительно: на «5»
- Найдите самые «длинные» глаголы в русском языке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.