Содержание
-
Гиясова Нина Алексеевна, МОУ СОШ №5 им.П.Д.Киселева городаКаменки Пензенской области, учитель русского языка и литературыИгровые технологии на уроках русского языка
-
Создание условий продуктивного запоминания
Результативность учебной деятельности зависит от уровня сформированности памяти. Особая роль принадлежит запоминанию. Каждая учебная дисциплина определяет свою специфику используемых приемов запоминания. Приемов, обеспечивающих успех на уроке и условий для продуктивного запоминания много.
-
1.Рисунок вместо зубрежки; 2.Игра как средство развития лингвистической памяти; 3.Мнемотехника – целенаправленное запоминание без усилий; 4. Опора – помощник быстрого усвоения теории. Наиболее продуктивный способ лингвистической памяти на уроках русского языка образный:
-
Наибольший эффект можно получить при комплексном использовании традиционных методик с образными средствами обучения, позволяющими активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать лингвистическую память. Этому способствуют дидактические виды работ и упражнения на уроках русского языка: - диктанты, включая выборочный, свободный, творческий и др.; - индивидуальные карточки с картинками; - таблицы, алгоритмы; - скороговорки;
-
- дидактические кроссворды; - дидактические ребусы; - дидактические сказки; - игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти. Практика показывает, что все эти упражнения положительно влияют на запоминание. Игровые технологии способствуют продуктивному запоминанию. Дидактическая игра остается действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей.
-
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
«Составь текст и озвучь его» Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.) Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, щавель, украинский, термос, начало. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)
-
«Пригласи на обед» Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
-
Лексико-фразеологические игры
«Собери фразеологизм» Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых. Ответы: Куда Макар телят не гонял. Как в воду канул. Ветер свистит в карманах. На языке вертится. В ежовых рукавицах.
-
«Собери пословицу» Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания. Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся. Хорош(?) садовник – собереш(?) хлеба на грош(?). Не помучиш(?)ся, не посееш(?) – не взойдут. Не удобриш(?) рож(?) – плеч(?) не оттянет. Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник. Ключ: правильно – 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
-
Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки. Боятся не(счастья) – в лес не(ходить). (Не)другу поверить – словам твоим никогда веры не(будет). Волков бояться – друга обмануть. (Не)плюй в колодец – стыдно (не)учиться. Раз скажешь (не) правду – и счастья (не)видать. (Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться. Ключ: правильно – 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
-
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами. Семь раз отмерь, а реч(?) короткая. Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?). Веревка хороша длинная, а один раз отреж(?). Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?). Ключ: правильно – 1 + 3; 2 + 4; 3 + 1; 4 + 2.
-
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает интерес , активизирует весь класс учащихся. Дети не знают , к кому полетит мяч и какое слово(какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
-
«Третий лишний»
Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д. Например: Лимонный, карманный, соломенный(лишнее-соломенный) Горяч, могуч, плач(лишнее – плач, так как это существительное) Революция, циркуль, нация (лишнее – циркуль)
-
«Выбери три слова»
(ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель:проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
-
Двое берут по очереди карточки , выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющие одинаковую орфограмму.
-
Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут пробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
-
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звездаЮ орбита, снег)
-
Игра «Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развить фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей( по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 2. Составить предложения. Используя данные слова
-
Игра «Клички»
Цель: Формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: Шар, стрела, орел, рыжий, звезда. Составить предложения. Шарик, Стрелка, Орлик, Рыжик, Звездочка. Выделить ту часть слова. Которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.