Содержание
-
Имя прилагательное как часть речи.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чуйкиной И.Б.
-
Цели урока:
Теоретические знания: знать определение прилагательного как части речи; склонение прилагательных; правописание безударных окончаний имён прилагательных. Практические умения: формирование умения согласовывать прилагательные с существительными, правильно писать безударные окончания имён прилагательных. Работа по развитию речи: употребление прилагательных в речи, составление рассказа по картине, используя прилагательные. Повторение: имя существительное.
-
Отгадайте загадку и скажите, слова какой части речи помогли вам узнать предмет:
« Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный».
-
А) Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Есенина.
Загорелась зорька красная В небе тёмно-голубом, Полоса явилась ясная В своём блеске золотом.
-
Б) Назовите части речи. В) Вспомните имена прилагательные со словами, к которым они относятся. Графически обозначьте окончания прилагательных.
Образец: зорька (какая?) красная; в небе (каком?) тёмно-голубом; полоса (какая?) ясная; в блеске(каком?) золотом.
-
От слов какой части речи зависят прилагательные? Как можно проверить окончания прилагательных?
-
Ответьте на вопросы:
Что обозначает существительное, каково его грамматическое значение, а что – прилагательное? На какие вопросы отвечает существительное, а на какие прилагательное?
-
Прилагательные относятся к существительным и согласуются с ними в роде, числе и падеже.
Листья багряного цвета Цвета (какого?) багряного (пишем в род. П.- ого, произносим (-ово-)).
-
Роль прилагательных в речи.
Август – ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, цветы уже отцвели, а флоксы с их запахом не влекут к себе. Серёжки мяты тоже без запаха. 2. Август – ещё лето, но уже не лето, пчёлы прилетают всё реже, медоносные цветы уже отцвели, а флоксы с их соломенно-травянистым запахом не влекут к себе. Пушистые сиреневые серёжки мяты тоже без запаха. (В.Г.Лидин) На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?
-
Прилагательные делают речь более точной и образной, т.к. позволяют показать различные признаки предмета.
Шнырёк и Юксаре собрались играть в пуговицы. Шнырёк, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. Одной пуговицы не хватает! Пожалуйста,- обрадовался Шнырёк.- Какую лучше? Костяную,деревянную,стеклянную,металлическую? Однотонную, пёструю, полосатую? Круглую,овальную,восьмиугольную? Можно обыкновенную брючную пуговицу.
-
Определите, какие прилагательные отражают внешний вид человека, какие – его внутренний мир:
Глаза ( карие, задумчивые) Лицо ( доброе, круглое )
-
Опишите, охарактеризуйте литературных героев при помощи прилагательных. Вы узнали их, из какой они сказки, кто её создал?
( Буратино и Мальвина ) Буратино – деревянный человек с длинным носом, весёлый, доверчивый. Мальвина – красивая, с голубыми волосами, большими глазами, воспитанная, аккуратная.
-
Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имён прилагательных?
Образец: Из – под жёлтого листочка. В ( дальний ) походе, с ( неожиданная ) радостью, на (розоватые ) облаках, к (раскидистая ) ели, на (могучий) дубе, под (кудрявая ) берёзкой, из-за (мрачная ) тучи.
-
Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.
Образец: В тенистой аллее ( в какой аллее). В прозрачн… воздухе при ярк… свете солнца речка кажется серебрян… лентой, а луг – прозрачн… ковром. Проверьте себя! В прозрачном воздухе (в каком воздухе?) при ярком свете (при каком свете?) река кажется серебряной лентой (какой лентой?), а луг – прозрачным ковром (каким ковром?).
-
И.Левитан «Золотая осень».
Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Ранняя ос..нь; ясный, солнечный день; прекрас..ный вид; берёзовая рощ..; золотистый, жёлтый, огненный, оранжевый цвет, поз..няя зел..нь; син.., прозрачная в..да; н..бесный свод; лё..кие облака. Составьте, используя данные слова, предложения по картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
-
Итог урока.
Расскажите, что обозначает эта часть речи ( прилагательное), на какие вопросы отвечает, как изменяется? Как вы поняли, для чего нужны прилагательные?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.