Содержание
-
Интегрированное занятие как средство развития ребенка
Составитель: Федчун И.В. учитель-логопед МКДОУ ДС КВ №2 с. Черниговка 2013г
-
Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия.
-
«интеграция» - (лат. - восстановление, восполнение) 1- объединение в целое каких - либо однородных частей; 2- процесс взаимного приспособления и объединения.
-
Интегрированные занятия – это обобщение полученных знаний по определенной теме, которое проводится несколькими специалистами в рамках одного занятия. Данные занятия хороши тем, что значительно расширяются педагогические возможности: форма проведения нестандартная, используются различные виды работ, поддерживается внимание воспитанников, повышается познавательный интерес, что говорит об эффективности занятий.
-
Интегрированные занятия позволяют гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Включение детей с нарушениями речи в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов.
-
В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.
-
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
-
Методика интегрированного занятия
1 этап - подготовительный: планирование, организация творческой группы, конструирование структуры занятия, репетиции. Организация творческой группы При формировании команды педагогов необходимо учесть факторы взаимной совместимости и слаженности, доброжелательности и партнёрства - это залог успеха.
-
Планирование В процессе календарно-тематического планирования с педагогами-партнёрами следует определить близкие темы отдельных, учебных предметов, количество интегрированных занятий, тематику занятий, а также ответить на вопрос: на основе каких знаний будет осуществляться интеграция? (Какой предмет, тема станет ядром интеграции?) Для этого надо проанализировать программы по предметам.
-
Конструирование содержания занятия (урока) Определение вариантов занятия, методов и форм лучше провести способом «мозговой атаки» в ТГ. Работа над содержанием - этап самостоятельного творчества. Каждый педагог сам подбирает материал по своему направлению: интересные факты, иллюстрации, музыкальные произведения. Затем ТГ всё рассматривает и отбирает лишь самое существенное необходимое для занятия в этих временных рамках. Цель этого этапа - создать целостную ткань занятия без чётких границ между интегрируемыми частями.
-
Репетиции На этом этапе оттачивается сценарий: кто читает стихи, кто включает музыку, кто что делает, говорит и где стоит, т. е. отрабатываются все мизансцены. Необходимо избегать непродуманности и излишней суетности, неловкости. Необходимо сделать хронометраж, который поможет уложиться во временные рамки каждого этапа и занятия в целом.
-
2 этап - исполнительский: Начало занятия должно оказать на воспитанниковсильное эмоциональное воздействие. Типа увертюры - торжественного вступления к действию, настраивающего на определённый лад. Способы воздействия могут быть разные: проблема, интересный случай, музыкальное или видео вступление. В заключительной части занятия - обобщить всё сказанное, подвести итог рассуждениям и сформулировать чёткие выводы. Концовка должна быть запоминающейся, эмоциональной.
-
3 этап - рефлексивный: После занятия ТГ проводится самоанализ занятия.
-
На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: дидактические; коррекционные; воспитательные.
-
Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны так как все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны. Количество интегрированных занятий определяет каждый учитель – логопед сам.
-
Интегрированные занятия не имеют четкой структуры, но имеют отличительные особенности: необходима предельная четкость, компактность, большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов; свободное размещение наглядного материала, смена динамических поз и привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
-
Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется взросло-детское сообщество.
-
Работая по данной теме, мы уже можем сделать некоторые выводы: занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность; переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс; интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.
-
Литература
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ// учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011 Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ// Управление ДОУ. 2003.№4 Грошенкова В.А., Шилова Т.С. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности// творческий центр СФЕРА М. 2012 Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка// Управление ДОУ. 2004.№6 Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ//Творческий Центрсфера М. 2008 Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.