Содержание
-
Использование наглядно-дидактических игрв работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи
Подготовила: учитель-логопед Емельянова Е.П.
-
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский
-
-
Этапы развития словообразования различных частей речи:
-
1 ЭТАП: Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к, -ик, -чик. Глаголы: -дифференциация современного и несовершенного вида; -возвратных и не возвратных глаголов. Прилагательные: -образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса -ин.
-
2 ЭТАП. Существительные: уменьшительно-ласкательные с суффиксами -оньк, -енък, -ышек, -ышк. с суффиксами –инн (пылинка, соломинка) с суффиксом -ин (виноградина) Глаголы: с приставками е-, вы-, на-; глаголы пространственного значения с приставкой при-. Прилагательные: -притяжательные с суффиксом -и (лисий); -относительные с суффиксом -н, -ан, -ян, -енн; -качественные с суффиксами —н, -ив, -чив, -лив.
-
3 ЭТАП. Существительные: образование названий профессий. Глаголы: пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-,пере-, до-. Прилагательные: - притяжательные с суффиксом —и (волчий); - относительные с суффиксом -ан, -ян, -енн; - качественные с суффиксами -оват, -енък.
-
Дидактическая игра «Назови ласково». Цель:обучение употреблению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ребенку предлагается картинка, на которой среди кукол есть маленькая кукла. -Что это? -Какая это кукла? (Большая). -Какая это кукла? (Маленькая). -Как ласково произнесем ? (кукла-куколка)
-
Дидактическая игра «Что для чего?» Детям предлагается назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло) или показаны на картинке. Где лежат (хранятся) эти предметы? (Хлеб - в хлебнице, сахар - в сахарнице, конфеты - в конфетнице, мыло - в мыльнице и т.д.). (Соусница, селедочница, салатница, салфетница, сухарница, солонка). В процессе игры, дети произносят предложения. Хлеб кладу в хлебницу, конфеты в конфетницу. Как называется посуда, на которую кладут селедочку? и т.д. Куда наливают соус?
-
Дидактическая игра «Кто у кого Цель:учить соотносить название животных и их детенышей.У детей карточки-картинки, в названиях которых названия детенышей. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее ... (Лиса). -Как называют детеныша лисы? Лисенок.-Кто детеныши? Лисята. Называйте детенышей (упражнение с мячом).ЛОГОПЕД РЕБЕНОКмедведь медвежонокзаяц зайчонокволк волчонок
-
Дидактическая игра «Назови профессию!» Кто вставляет стекла? - Стекольщик. Кто работает на кране? - Крановщик. Кто чинит часы? - Часовщик. Кто работает на экскаваторе? - Экскаваторщик. Назвать того, кто... Кто управляет поездом? - Машинист. Кто играет на рояле (пианино)? - Пианист. Кто сочиняет песни? Кто водит самолет? Кто такой архитектор?
-
Дидактическая игра «Чьи хвосты?» Как называются хвосты у домашних животных? Хвост собаки - собачий, хвост кошки - кошачий, хвост коровы -коровий, хвост лошади - лошадиный, хвост быка - бычий, хвост козы -козий, хвост барана - бараний, хвост овцы - овечий.
-
Цель: Образование относительных прилагательных. Лист с березы - березовый лист. Лист с липы - липовый лист. Лист с рябины - рябиновый лист. Шишка с сосны - сосновая шишка и т.д. Дидактическая игра «С какого дерева слетел лист?»
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.