Содержание
-
Планирование работы.Методы и приемы развития словообразования у детей с речевой патологией
Выполнила воспитатель логопедической группы Калуцкова А.В.
-
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
- изучает образование слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое отношение между производящим и производным. Например, школ(а )–школь-н(ый); город – город(ок). Термином « словообразование» обозначается система словообразовательных отношений в языке и раздел языкознания, изучающий эти отношения.
-
Логопедическая работа
у детей с речевой патологией направлена на формирование словообразования : существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно – параллельно.
-
Этапы логопедической работы
I этап Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей II этап Работа над словообразованием менее продуктивных моделей III этап Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей
-
Содержание логопедической работы по этапам
-
Работа над словообразовательными аффиксами
Выделение общего значения, вносимого аффиксом. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом ( приставкой, суффиксом) по значению . Например, косичка, лисичка. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания. Закрепление связи значения и звучания аффикса. Например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц- - значение вместилища. Анализ звукового состава выделенной морфемы. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом
-
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение Сравнение ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом: уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию Сравнение родственных слов ( мотивирующего и производного): определяется,чем сходны и чем отличаются эти слова. Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. В начале составляется графическая схема корневой морфемы . А затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
-
Формирование словообразования существительных
Образование уменьшительно-ласкательных существительных 1. Закрепление словообразования уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом –ик- ( сущ. мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня производного слова. Например: дом- домик, лист-листик. б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне: сад-садик, клюв – клювик. 2. Работа над словообразованием с использованием суффикса – чик- ( сущ. мужского рода). Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор –заборчик, стул – стульчик; б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав – рукавчик. 3. Словообразование с использованием суффикса –к- проводится в следующей последовательности: а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа – лапка; мышь – мышка; б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня ( оглушения, чередования): шуба –шубка, рука –ручка и т.д. в) словообразование существительных среднего рода от основ на Ц ( с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо -крылечко
-
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов – очк-. –ечк- проводится в следующей последовательности: а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на –а-, -я- : Аня-Анечка, б) словообразование неодушевленных существительных женского рода: лента-ленточка, 5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса – ичк- : коса-косичка 6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса – оньк-, - еньк- проводится в следующей последовательности: а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на –а-, -я- : Маша- Машенька; б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова: Береза – березонька, дядя – дяденька; в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова: дорога – дороженька. 7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов – ушк-.- ышк-, -иц-,-ец-,-ц-. а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом – ушк-: дед- дедушка, соловей – соловушка и т.д. б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом – ышк-: перо- перышко; в) словообразование с помощью суффиксов – иц-, - ец-. –ц- : Суффикс – иц- в существительных женского рода: лужа – лужица. Суффикс –ец- в существительных мужского и среднего рода: мороз – морозец. Суффикс – ц- в существительных женского и среднего рода: пыль- пыльца
-
Образование существительных с помощью суффикса – ниц- со значением вместилища ( посуда) Закрепление словообразования при сохранении звуковой структуры корня слова: суп-супница, салат – салатница. 2. Закрепление словообразования существительных с суффиксом – ниц- в случаях чередования. Смягчения, оглушения согласных звуков корня: пепел- пепельница. Образование существительных с помощью суффикса – инк- Проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы – бусинка, роса – росинка. Проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:пух- пушинка, горох – горошинка. Образование названий детенышей животных и птиц. При этом необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования в связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова: гусь- гусенок- гусята. Словообразование с чередованием звуков в корне слов: волк – волчонок – волчата. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова ( явление супплетивизма) : овца – ягненок – ягнята.
-
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия. Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности. Словообразование существительных мужского рода: с суффиксом – щик- : барабанщик с суффиксом – чик- : летчик, грузчик 2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола, с суффиксами – ниц-, - иц-: художник – художница, учитель- учительница
-
Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных
Игра « Назови ласково». Игра « Что для чего?» Игра « Кто у кого?» « Назвать животных парами» Игра с мячом « Правильно назови детенышей животных». Игра « Как зовут папу, маму и детеныша?» Игра « Два брата ИК и ИЩ». Измени слово по аналогии. Добавь похожее слово Назови профессии ( по картинкам). Игра « Как назвать того, кто…?»
-
Формирование словообразования глаголов
Осуществляется в следующей последовательности Дифферециация глаголов совершенного и несовершенного вида: а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: С- ( играть – сыграть, петь – спеть), На – ( рисовать - нарисовать, колоть – наколоть, По – ( обедать – пообедать, сеять – посеять), Про- ( читать – прочитать); б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов – ива-, - ыва-. – во- ( застегнуть – застёгивать, умыть – умывать. 2. Дифферециация возвратных и невозвратных глаголов. 3. Дифферециация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в- ,вы- ,под-, от-, при-, у-, пере-, за-, на-: входит - выходит. влетает – вылетает, прибегает – убегает, закрывает – открывает, насыпает - высыпает
-
Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов
Дифферециация глаголов совершенного и несовершенного вида Мыла - вымыла Стирает - постирала Игра « Чем отличаются слова? » Причесывает - причесывается
-
Дифференциация глаголов с приставками ( по картинкам) а) в импрессивной речи. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку , например переходит – перебегает б) в экспрессивной речи. Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами. Добавь слово, обозначающее действие, по картинкам: в клетку……. ( влетает). Найти общую часть в словах ( по картинкам). Переходит - перебегает наливает - выливает
-
Формирование словообразования прилагательных
Образование притяжательных прилагательных Словообразование с использованием продуктивных суффиксов – ин-, -ов- Речевой материал: мамин, папин, утиный, лосиный и т.д. 2. Словообразование с использованием суффикса – j- без изменения звуковой структуры корня производного слова Речевой материал: коровий, лисий, рыбий 3. Словообразование с помощью суффикса – j- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, собачий, овечий, птичий, поросячий. Образование качественных прилагательных Словообразование с использованием суффикса – н- а) без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, морозный, капризный. Честный. б) с чередованием звуков в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный 2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов – ив-, -лив-, - чин-, -оват-, – еват- Речевой материал: ленивый, червивый, говорливый, терпеливый, сероватый
-
Образование относительных прилагательных Словообразование с использованием продуктивных суффиксов – ов-, -ев-. а) без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова Речевой материал: шелковый, резиновый, вишневый, еловый, фарфоровый и т.д. б) С чередованием звуков в корне ( беглая гласная): ситцевый, перцовый. 2. Словообразование с использованием суффикса – н-. а) без чередования в корне производного слова. Речевой материал: морковный, лимонный, картофельный. б) с чередованием звуков в корне производного слова Речевой материал: яблочный, огуречный, речной, бумажный. 3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –н-, -ян-, -ск-, енн и д.р. Речевой материал: кожаный, овсяный, майский, песчаный, стеклянный, соломенный, деревянный.
-
Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных
Игра « чьи хвосты?» « Правильно назови листья». Игра в лото « Что из чего сделано?» Сравнить предметы и закончить предложения. Например: апельсин большой, а арбуз еще….. больше Ответить на вопрос « Как?» Например: утром светло, а днем ( как?) … еще светлее.
-
Список литературы:
Лалаева Р.И. « Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР»- СПб.: Изд-во « СОЮЗ», 2001.-224 с. Лопатина Л.В. « Преодоление речевых нарушений у дошкольников» ( коррекция стертой дизартрии): учебное пособие.- СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во « СОЮЗ». 2001.-191с. 3 Лекат П.А. « Современный русский язык». Учеб. для студ.вузов, - 2-е изд., испр.- М.: Дрофа, 2001.-560с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.