Содержание
-
Система работы по развитию лексико–грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
-
Актуальность
В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. Чаще это дети с нарушениями всех компонентов речи: звукопроизношение нарушено, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексико-грамматический строй речи недостаточно сформирован, связная речь не развита. Проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых важных и актуальных проблем у современных детей. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
-
Цель: представление системы формирования лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста
-
Задачи
показать необходимость формирования лексики и грамматического строя речи у дошкольников; проследить последовательность системы формирования лексико-грамматических конструкций;
-
Развитие лексико-грамматических средств языка предполагает: • формирование и развитие словаря; • формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания. Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
-
Подбор лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течении всего периода обучения; а также повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям: • развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.); • формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
-
Направления работы по формированию лексико-грамматических категорий. Работа над развитием лексики. Работа по формированию словообразования. Работа по формированию словоизменения Работа над развитием лексики. Формирование лексики проводится по следующим направлениям: 1. расширение объёма словаря; 2. уточнение значений слов; 3. формирование семантической структуры слова; 4. организация семантических полей; 5. активизация словаря и совершенствование процессов поиска слова.
-
II. Работа по формированию словообразования. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-; -ик-; -чик-.(Снег - снежок Сосулька - сосулечка Мороз - морозец Дерево - деревце Ветер - ветерок Горка - горочка Лёд – ледок, Санки - саночки Холод - холодок Зима - зимушка). Глаголы. Дифференциация совершенного и несовершенного вида (Мальчик вешает игрушку на елку.- Мальчик повесил игрушку на елку. ; Дети наряжают елку. – Дети нарядили елку. ) Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. (Чьи кубики? – Мишины кубики.; Чья ручка? – Мамина ручка.; Чья пила?- Папина пила.; Чей портфель?- Дедушкин портфель.; Чьи тапочки?- Бабушкины тапочки. И т.д.)
-
Работа по формированию словоизменения Существительные. Образование названий профессий (Учит- учитель, водит- водитель, строит- строитель, фотографирует- фотограф ); Глаголы. Глаголы с приставками пространственного значения с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до- (Скворец к скворечнику подлетел, в скворечник залетел, с жердочки слетел, из скворечника улетел, от скворечника отлетел, через скворечник перелетел, до скворечника долетел ) Прилагательные Образование: а) притяжательных прилагательных с чередованием в корне (у медведя лапа чья? - медвежья, у зайца уши чьи? – заячьи. ); б) относительных прилагательных с суффиксом -ан-, ян-, -енн-; (скамейка из дерева- деревянная, стакан из стекла- стеклянный, конверт из бумаги- бумажный); в) качественных прилагательных с суффиксами -оват-, -еньк. (у лисы шубка рыжеватая- рыженькая, у волка шуба сероватая- серенькая, у зайца зимой шубка беловатая- беленькая. )
-
Учитывая роль игры в дошкольном возрасте и ее значении в речевом развитиииспользую дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
-
«Назови одним словом»
-
«Назови части» «Что лишнее?»
-
Глаголы.
«Кто что делает?» «Кто как передвигается?»
-
Прилагательные.
«Расскажи какой?» «Что купит Маша? Опиши?»
-
Антонимы «Скажи наоборот»
-
Словообразование. Образование имен прилагательных от существительных.
«Новые слова» Сам образуй новые слова: шарф из шерсти-шерстяной стакан из стекла-стеклянный «Расскажи, из чего какой?» Сок из апельсинов-апельсиновый Лавка из дерева-деревянная
-
Употребление имен существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме.
«Скажи ласково»
-
Назови детенышей.
«Чей это малыш?»
-
Единственное и множественное число имен существительных и глаголов Игра «Один - много»
-
Употребление родительного падежа имен существительных и притяжательных прилагательных.
«Чей хвост? Чьи уши? Чей клюв?»
-
Понимание и употребление предлогов
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.