Содержание
-
Использование моделей и схем для обучения составлению рассказов по картинкам и разучиванию стихов
-
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, и поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. 2
-
Проблемы в речи детей : Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом. Мнемотехникаи является такой программой. Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций.
-
Структура мнемотехники
-
Мнемотаблица
Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
-
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу
-
Стихотворения
Мнемотаблицыособенно эффективны при разучивании стихотворений. Все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
-
Солнышко Как ходило солнышкоВ золотой рубашке.Как ласкало солнышкоБелые ромашки,Гладило ладошкой,Лепесточки грело.… У ромашек белыхГрудка загорела. Г.Р. Лагздынь
-
-
16.08.2021 http://aida.ucoz.ru 11 Капель На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель, звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!» З.Н. Александрова
-
Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
-
Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки».
«Кукла»: «Это —кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно». Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается. 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4. Детали машины. (Назови ее детали.) 5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
-
-
-
-
Вывод
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
-
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Спб.,2005. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием /М., 2005. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием Дошкольное воспитание 2004г. — № 6. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6. Москва, 2005. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи Логопед в детском саду 2007 — № 4. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи Омельченко Л.В. Логопед. 2008.- №4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. — №10.
-
Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru http://www.eidotehnika.org http://www.authorstream.com http://www.syntone.ru
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.