Презентация на тему "Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях" 4 класс

Презентация: Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях" по русскому языку, включающую в себя 11 слайдов. Скачать файл презентации 0.76 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 4 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    11
  • Аудитория
    4 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях
    Слайд 1

    Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятияхСовременные технологии в логопедииУчитель-логопед: Дегтяренко Анна АлександровнаМБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко»

  • Слайд 2

    Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей.Это дети не только с нарушение речи, но и других психических функций, которые с трудом поддаются коррекции. Как же помочь таким детям? И здесь на помощь приходит нейропсихология, которая позволяет выявить причины этих нарушений и попытаться выстроить ту цепочку разорванных связей, межсистемных взаимодействий и сформировать базовые функции для обучения чтения и письма. Трудности обучения школьников вызываются слабостью Высших Психических Функций или их компонентов. Это характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя, дефицитом внимания, трудностями переключения, отсутствием самоорганизации.

  • Слайд 3

    В результате нарушения функций программирования и контроля деятельности - в письменных работах наблюдаются ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза: -пропуск или вставка букв, слогов, слов; -персеверация предшествующих букв, слогов, слов; -контаминация двух слов; -нарушение границ предложения; -орфографические ошибки. То есть всё то, что относится к дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза. А нарушения в развитии функций переработки слуховой, зрительной, зрительно-пространственной, кинетической информации способствует возникновению артикуляционно-акустических, акустических, оптических ошибок: нахождение и соблюдение строки; колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова; трудности запоминания букв и их искажение; устойчивая зеркальность букв; пропуск и замена гласных; фонетическое письмо; трудности запоминания словарных слов. То есть всё то, что называют артикуляционно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.

  • Слайд 4

    Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу. Большое количество нейропсихологических упражнений представлены в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой, их можно адаптировать к логопедическим занятиям. Данные упражнения повышают интерес и мотивацию ребят к занятиям. У детей развиваются когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо-логопедического процесса.

  • Слайд 5

    Использование нейропсихологических методов в коррекционно-логопедической работе Эти упражнения не требуют проведения дополнительных занятий. Они могут органично включаться в контекст каждого урока.      Упражнение «Слоговые ряды».​ Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами: ​ • БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ​ Предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной  программе двигать карточки:  вниз - произнося слог вслух, вверх - читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания, ребёнок сначала  читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.​ Упражнение «Шаги».​ Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).​ ЗА – СА            ЗЯ - СЯ​ ЗО – СО            ЗЁ - СЁ​ ЗУ – СУ            ЗЮ - СЮ ​ ЗЫ – СИ           ЗЕ - СЕ​ По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется, добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).​ ЗА – топнуть, СА - хлопнуть  ЗО – топнуть, СО - хлопнуть ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.          ​

  • Слайд 6

    Упражнение «Арабское письмо». Диктуется слово, которое ребёнок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд. Начинать следует с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные, затем вводим слова более трудные, со стечением 2-3согласных. СОК – КОС, КАША – АШАК, ВЕТЕР – РЕТЕВ. Таким же образом, отработав письмо слов, можно писать предложения и целые тексты. Упражнение даёт хорошие результаты в тех случаях, когда ребёнок переставляет буквы и не дописывает слова. Упражнение «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями; либо только гласными, обозначая согласные многоточиями. МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А Отработав со словами, усложняем материал и переходим к написанию предложений, а затем и текстов. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме.          ​

  • Слайд 7

    Упражнение «Связалочка». Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы. ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ. ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ. ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ. ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.  Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи.  ​ Упражнение «Волшебный диктант». В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договоримся, что слова с проблемной буквой «С» обозначаем как «Х», слова с гласной «Е»- «*», а все остальные- «/». Так предложение МЫ СМОТРИМ НА ПТИЧЬИ СТАИ В НЕБЕ. выглядит так: /Х//Х/*. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у школьника есть трудности. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.       

  • Слайд 8

    Упражнение «Корректурная проба» Из предложенных букв нужно зачеркнуть определенную букву Зачерки букву «М» а п м е и р о л д г н и т ь г н е а п м с в ы у ц к с ч в м и т р и м о л ь т м о р г н о л д ю б ь н г ш щ л о н р о т и п р т ь б л д ю б м и т и м а к е п а н о р г п е м и т и м м п а в к е н н г о р т ь н р о л д б ь т м п р н н т и п р т ь б о т м и с а в ч с м а в к а м и п а е н р т и р н п и т ь После условного сигнала (стук, хлопок) – смена зачёркиваемой буквы.   Упражнение «Буквенно-числовая таблица»      Упражнение направлено на улучшение концентрации внимания и развитие графической зоркости. Учащемуся предлагается найти и назвать все буквы алфавита или цифры, или если ребенок не знает алфавита наизусть, то последовательность букв можно задать определенным словом. Например, называем слово «Динозавр» (можно написать на листке), а ребенок находит и называет буквы.

  • Слайд 9

    Упражнение «Спрятанные слова» Упражнение «Зоопарк» Эти упражнения хорошо использовать при нарушениях языкового анализа и синтеза. Задача ребенка - построчно проверяя случайный набор букв, находить среди них слова и подчеркивать их. Задача ребенка – увидеть спрятанные в тексте названия животных. Название может быть спрятано внутри одного слова, состоять из частей двух слов или слов и предлогов.

  • Слайд 10

    Упражнение «Лабиринт» Упражнение развивает внимание, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, развивают навыки пространственной ориентации и являются средством профилактики  «отзеркаливания» букв. Необходимо следить за перепутанными линиями только зрительно, без помощи руки. В лабиринте «Воздушные шары» – нужно разгадать слова, а в лабиринте «Пчелка» – целую фразу.

  • Слайд 11

    Литература: 1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001 2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008 3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005 4. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2009

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке