Содержание
-
Использование нейропсихологических занятий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в условиях ДОО
-
Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. У детей поздно появляются первые слова, простые фразы. Нарушены все основные компоненты единой речевой многофункциональной системы: звуко-произношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь.
-
Нейропсихология - наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология – это разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
-
Выделяет в мозговой организации психических процессов три структурно-функциональных блока.
-
Первый блок мозга - Энергетический блок Его метафорический девиз – «Я ХОЧУ!» Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга: - истощаемость, утомляемость, вялость; - эмоциональная неуравновешенность; - аллергии у ребенка; - часто болеющие дети; - дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки; - движение языком во время письма (другие синкинезии); - дизартрии, дисграфии; - сужение полей зрения и др.
-
Второй блок - это блок приема, переработки и хранения информации. Его девиз: «Я МОГУ!» Признаки несформированности 2 блока: - несформированность пространственных представлений (напр. у школьников - чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.); - несформированность сенсомоторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т. п.); - неловкость, однотипность движений.
-
3 блок - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Его девиз: «Я ДОЛЖЕН!» Признаки недостаточной сформированности у детей: - отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение; - упрощение любой программы; - пропуски букв в письме, не дописывание слов, не доделывание заданий; - бедная речь; - не могут решить смысловую задачу.
-
Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа и состоит из двух полушарий:
-
Правое полушарие головного мозга - гуманитарное, образное, творческое; отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое; отвечает за восприятие - слуховой информации, постановку целей и построений программ. Признаки нарушения взаимодействия полушарий: Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить, с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно, у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.
-
Использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу. В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения: дыхательная гимнастика; комплекс артикуляционных упражнений; самомассаж пальцев, кистей по методике су-джок; самомассаж; глазодвигательные упражнения; пальчиковые игры; кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения); релаксационные упражнения; элементы логоритмики.
-
Дыхательная гимнастика
-
Упражнение «Класс – заяц»
-
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
-
Упражнение «Ухо – нос»
-
Развитие мелкой моторики
-
«Упражнение «Зеркало»
-
Упражнение «Зеркальное рисование»
-
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления речевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.