Содержание
-
Использование педагогической технологии моделирования для развития связной монологической речи
Подготовила: Кароваева Светлана Юрьевна, воспитатель средней группы №92
-
Формирование связной речи у детей - одна из важнейших задач педагогической работы с дошкольниками. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
-
Связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслять воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.
-
Задачи речевого развития:
развитие связной речи; обогащение и активизация словаря; формирование грамматического строя речи; воспитание звуковой культуры речи.
-
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах: В диалоге В монологе
-
Трудности детей нашей группы в развитии связной речи:
отсутствие четкости и последовательности изложения; высказывания – набор однословных предложений – прерываются паузами, что говорит о недостаточном умении отображать необходимые слова, строить предложения; преобладают простые предложения, иногда с однородными членами; полное или частичное отсутствие двусоставных предложений. с трудом строится связный текст, так как дети не знают, как начать и закончить свое высказывание. Большинство высказываний не имеют завершающего предложения.
-
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
-
Использование наглядного моделирования:
уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении и передачи ими информации; вызывает интерес и способствует большей концентрации на занятии; ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
-
Модель – графический способ предоставления информации.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ; коллаж.
-
Виды моделирования:
сериационный; двигательный; временно-пространственный.
-
Наглядное моделирование использую при обучении дошкольников:
пересказу; составлению описательного рассказа о единичных предметах; составлению рассказов по серии картин, по сюжетной и пейзажной картине; составлению рассказов из личного опыта; рассказыванию (с элементами творчества) ; составлению сравнительного описательного рассказа; составлению рассказа по плану; составлению творческого рассказа по силуэтным изображениям.
-
Требования к моделям:
модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
-
Подготовительная работа направлена на устранение лексико-грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений.
Упражнение «Укрась слово». Цель: стимулировать у детей употребление в речи слов-эпитетов, которые характеризуют предмет и отражают субъектные отношения ребенка к нему. Зима – суровая, морозная, белоснежная, долгожданная. Упражнение «Скажи по-другому». Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов. Зима пришла, наступила, вступила в свои владения. Упражнение «Какой? Какая? Какие?». Цель: обогащать словарь детей с помощью слов-описаний. Снежинка – красивая, пушистая, искристая, блестящая. Упражнение «На какую фигуру похож?». Цель: формировать умение определять, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета. Снежок – круглый, елка – треугольная.
-
Этапы работы:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
-
С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений провожу игровые упражнения.
Упражнение «Расшифруй знаки-символы». Дети объясняют значение символа. Упражнение «Найди ошибку». Дети указывают, какая категория пропущена, объясняя содержание ее условного обозначения. Упражнение «Покажи правильный символ». Дети показывают на схеме предмет, который описывает воспитатель.
-
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
-
3 этап. После перекодирования осуществляется самостоятельный рассказ по заданной теме.
-
Обогащение словаряИгра «Снежная куча»
Цель игры: расширять словарный запас детей с помощью однокоренных слов: снег, снежинка, снегопад, снеговик, снегурочка, подснежник, снегирь, снежный.
-
Составление предложений
Игра «Что бывает зимой?» Цель: упражнять в составлении предложений о зиме. Зимой солнце светит мало, Снег лежит на земле, Люди зимой делают небо покрыто тучами. на деревьях, на домах. Кормушки для птиц. Часто идёт снег.
-
Составление рассказов на заданную тему
Цель: развивать у детей умение составлять рассказ на заданную тему.
-
Результаты:
Активизируется словарный запас. Дети свободно рассказывают на заданную тему, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Развивается фантазия и творческое воображение детей.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.