Содержание
-
КАК СТАВЯТСЯ ЗВУКИ
Учитель-логопед Оськина Светлана Юрьевна
-
Звук не ставится «ниоткуда»
Для постановки звука необходимо, чтобы у ребёнка были достаточно развиты: речевое дыхание; фонематический слух; подвижность и переключаемость артикуляционного аппарата.
-
Для подготовки к звукопостановке логопед при необходимости даёт упражнения:
На развитие речевого дыхания На развитие артикуляционного аппарата На развитие фонематического слуха
-
ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БУКВА – это то, что мы видим и пишем. Буква нужна для того, чтобы записать звук «ЗВУК» и «БУКВА» – это разные понятия! Их нельзя смешивать! ЗВУК – это то, что мы произносим и слышим. В речевой коррекционной работе звук можно называть «песенкой»
-
Для работы со звуками используем символы
Символ звука– это нарисованный персонаж. Например, символ звука [л] – самолёт. Самолёт поёт: «ллллл». Значит, звук [л] – это песенка Самолёта, или звук Самолёта. У песенки Самолёта есть своя буква, Л. Насос свистит: «ссссс». Звук [c] – песенка Насоса, её буква – С. Змея шипит: «шшшшш». Звук [ш] – песенка Змеи, у этой песенки есть буква Ш и т.д.
-
Учимся выделять нужный звук среди других звуков
Для некоторых малышей поначалу оказывается непосильной задача выделить нужный звук среди других звуков. Это говорит о недостаточном развитии фонематического слуха. Поэтому, прежде чем ставить звук, учим ребёнка его слышать. Договариваемся с ребёнком: « Я буду петь разные песенки. Тебе нужно поймать песенку Змеи. Как только её услышишь, хлопни в ладошки и положи Змее камешек. Чужие песенки ловить не надо, они пусть летят мимо… Произносим: шшш, сссс, ффф, хххх, шшш…
-
Как только змея «зашипит», ребёнок кладёт ей красивый камешек. Сколько песенок правильно поймал, столько камешков соберёт Змейка. Чем больше, тем радостнее! Не забываем, что звук ещё не поставлен! Не требуем, чтобы его произнёс ребёнок! Задача ребёнка – СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, а не произносить.
-
Если ребёнок заменяет один звук другим…
Если ребёнок произносит Сапка вместо Шапка и СыСка вместо ШиШка, чаще всего, он не отличает на слух звук [С] от звука [Ш]. Исправить этот недочёт помогут задания типа «Угадай, чья песенка»: ребёнок слушает звуки, которые произносит взрослый и кладёт камешек тому персонажу, чью песенку он слышит.
-
ИТАК, ЗВУК ПОСТАВЛЕН!
Например, [Р]. Это не значит, что малыш на следующий же день начнёт говорить Рыба вместо Лыбаи ТРРРактоРРР вместо тЛактоЛ. Звук ещё предстоит автоматизировать, т.е. научить ребёнка использовать звук в речи.
-
Сначала отрабатывается изолированный звук
В этот период формируется привычка к правильному артикулированию звука. Ребёнок «рычит» вместе с собачкой, «свистит» с Насосом или «шипит» со Змеёй.
-
И вот звук произносится уверенно!
Язык, зубы и губы безошибочно принимают нужное положение, звук получается чистый, правильный. Можно переходить к следующему этапу работы.
-
Вводим звук в слоги
Слоги бывают прямые: Например: ла, па, ро, шу… и обратные: Например: ош, ар, ис, ал…
-
Задача ребёнка усложняется
Теперь ему нужно не только произнести звук, но и соединить его с гласным. Это требует согласованного сложного движения артикуляционных органов. На первых порах качество поставленного звука может ухудшиться. Но не беда: регулярные упражнения помогут всё исправить. Не забываем: все упражнения для ребёнка – игра! Звуки «ходят друг к другу в гости», дарят подарки, разговаривают . После отработки слогов…
-
Звук вводится в слово
Как правило (но не всегда), сначала звук отрабатывается в позиции в начале слова, затем – в середине, и - в конце слова. Слова разучиваем по картинкам в индивидуальной тетради. Помним, что правильное произнесение звука – это динамический стереотип, т.е. привычка. Поэтому каждое слово произносим по несколько раз, меняя игровую ситуацию. Чтобы не было скучно.
-
После разучивания отдельных слов…
-
Подведём итог
Для формирования правильного звукопроизношения нужно: Подготовить голосовой, дыхательный, артикуляционный аппараты, фонематические процессы. Поставить звук. Автоматизировать звук. Ввести звук в самостоятельную речь посредством формирования привычки контроля над собственной речью.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.