Содержание
-
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад №23» городской округ Кинешма
«Карты Проппа как средство обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» Подготовила: старший воспитатель Замышляева Ирина Валентиновна
-
«Карты Проппа» - игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист- Владимир Яковлевич Пропп 28 апреля 1895 —22 августа 1970г.
-
Владимир Яковлевич Проппразделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28. Разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Одна карта - это определённое событие сказки.
-
Задачи, которые решаются при использовании карт Проппа полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;— карты развивают память, внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь, обогащают словарь;— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
-
Этапы работы по освоению карт Проппа:На первом этапе - знакомство детей с композицией жанра сказка - Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад, переносит в сказочный мир. - Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей - Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности
-
На втором этапе - проведение подготовительных игр:- «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия); - «Кто на свете всех злее?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища - «Волшебные слова» (сказочные приговоры)— значимые слова в сказке ; - «Что в дороге пригодится?» - основные волшебные средства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
-
- «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович»); - «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);- «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий; - «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противопо противоположные функции.
-
На третьем этапе - знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку и сопровождаем ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
По мере накопления опыта можно предложить задания или игры: - выставить карты по ходу сюжета; - найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке; - найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки; - определить отсутствие знакомой карты; - отделить лишнюю карту.
-
На четвёртом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, и выстроить схемы по сюжету сказки.
-
На 5 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем.Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.Таким образом, можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять.
-
Сказка «Кот, лиса и петух»
В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Собирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит. Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт. А лиса уж тут как тут. Уселась под окошко и запела песенку. Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой, догнал её, отнял петушка и принёс его домой. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
-
Пошла Маша в лес с подружками по грибы да по ягодыДедушка с бабушкой говорили: «Не ходи далеко, от подрот подружек не отставай» Машенька деревце за деревце, кустик за кустик да и отста кустик да и отстала от подружек, ушла далеко в лес. Медведь говорит: «У меня будешь жить, щи да кашу мне варить» Машенька очень хотела домой вот и придумала, как м медведя обмануть да к дедушке с бабушкой вернуться Взял медведь короб с пирожками и понес их в дерев деревню к дедушке и бабушке
Сказка «Маша и медведь» УВИДЕЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА МАШЕНЬКУ СТАЛИ ЕЕ ОБНИМАТЬ, ЦЕЛОВАТЬ, УМНИЦЕЙ НАЗЫВАТЬ
-
-
Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.