Содержание
-
Что такое дисграфия?
Как своевременно выявить предпосылки этого недуга? Как помочь? Консультация для родителей учитель-логопед Рожкова О.В.
-
Причины:
Патологии беременности, родов, асфиксии; Детские инфекции, длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов; Двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых; Позднее появление речи; Нарушение звукопроизношения; Нарушение в распознавании фонем (звуков речи) и букв; Нарушение мелкой моторики; Нарушение в развитии лексико-грамматической стороны; речи (бедный словарный запас, незнание обобщающих и родовых понятий и т.д.).
-
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
-
Симптоматика дисграфии
стойкие, повторяющиеся ошибки, не используют заглавные буквы, знаки препинания, ужасный почерк, буквы неверно ориентированы в пространстве, путают похожие по начертанию буквы: З и Э, Р и Ь, могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве Ш или "крючок" в букве Щ.
-
Распространенные дисграфические ошибки
1. Искаженное написание букв: - Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У; – добавление лишних элементов; – б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. – зеркальное написание букв. 2. Искажения структуры слова: – прта – парта, моко – молоко – весёлы (весёлый) – добавления букв, слогов; – повторение букв, слогов 3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка). 4. Искажения структуры предложения: – раздельное написание слова; – слитное написание слов; – повторения слов.
-
Слитное написание слов в предложении (особенно предлогов со словами). НАПРИМЕР: Девочка пошла в лес. – Девочка пошлавлес. Написание предложений и текста без знаков препинания. Неправильное согласование слов в предложении. НАПРИМЕР: У мальчика синяя куртка. – У мальчик синий куртка.
-
Кто поможет?
Логопед.Проведет детальную диагностику, выявит имеющиеся нарушения, начнет коррекционную работу. Психолог.Проведет анализ психического развития ребенка, поможет (если необходимо) в коррекционной работе. РОДИТЕЛИ. Закрепят все те задания и рекомендации, которые дадут специалисты
-
Практические игры и упражнения
Графические упражнения - Заштрихуй контур; - Соедини точки; - Дорисуй вторую половину; - Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре); - Игра «Найди выход из лабиринта»; Нарисуй так же (по клеточкам); Графические диктанты.
-
-
Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза) Примерные варианты: Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая. Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.
-
Физкультминутка, пальчиковая гимнастика Упражнение «Замок». Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение «Ухо-нос». Упражнение «Носик – «Ушко – Макушка»
-
Практическиеигры и упражнения
Упражнение «Прочитай и запиши слоги»
-
Практические игры и упражнения
Упражнение «Реши примеры» Пропо – про + это – о Сок – к + ночи – но +ня +ет Кисти – ки + хоры + тво – ры +ре + сени + е - се Поэт сочиняет стихотворение.
-
Упражнение «Сложи по заданным слогам» Сложи 1-ые слоги Дорога машина Богаты лопата топить Дома Болото
-
Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту»
-
Упражнение «Расставь точки»
-
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
-
Рекомендации родителям для профилактики дисграфии у ребенка.
Используйте игры и упражнения, направленные на развитие звуко-буквенного анализа, развитие речевого слуха. Например: назовите ребенку какое-либо слово и попросите назвать место определенной буквы в этом слове; определите с ребенком какие звуки и буквы повторяются в слове и т.д. Повторяйте алфавит. Выясните какие буквы гласные, какие согласные. Выкладывайте с ребенком буквы из разных предметов (проволоки, бусинок, веревочек и др.), обращая внимание на элементы этих букв
-
Будьте примером для ребенка Если соединения букв неправильные или буквы «скачут» по строке, уделите внимание развитию мелкой моторике. Если слитно пишет слова в предложении, прочитывайте это предложение вместе, попросите ребенка проговорить это предложение, посчитайте сколько слов в предложении, запишите и проверьте столько же или нет. Если вас что-то тревожит в развитии письма ребенка обратитесь к специалистам.
-
Спасибо за внимание!
-
Источники:
Нодельман В.И. Письменная речь: развитие, нарушения, диагностика, коррекция [Текст]: учебное пособие/ В.И. Нодельман. – Восточно- Сибирская государственная академия образования. – [ 2-е издание, переработанное и дополненное] – Иркутск: Издательство ВСГАО, 2011. – 152с. 2. ЕфименковаЛ.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся младших классов. [Текст]: книга для логопедов/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 122с. 3. Дисграфияи дизорфография: изучение, методика, сказки [Текст]:/О. Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева. – СПб: КАРО, 2008. –544 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.