Содержание
-
«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА Учитель – логопед МБДОУ ДС КВ «Брусничка» Варава Анастасия Сергеевна
-
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р. Е. Левина 1967). Дисграфия- это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева 1997). Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:
-
1. АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ. Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рот" — "лом", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун". 2. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИСГРАФИИ Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв "д-т", "б-п", "ж-ш", "в-ф", "г-к" или "с-ш", "з-ж", "ч-щ", "ч-ть", "ц-т", "ц-с". 3. ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.
-
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Белочка скакало", "теплая одеяло"). 5. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к "Т" припишет, то у "Ш" не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти).
-
Предупреждение нарушений письма и чтения – обучение грамоте. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда при обучении грамоте: создание четких представлений о каждом звуке речи; совершенствование навыков языкового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия; развитие зрительно-пространственных функций; развитие мелкой и подготовка руки к овладению письмом; формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе. Занятия по обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю и предполагают знакомство с буквой/звуком, знакомством с навыком написания букв, слов и предложений.
-
Артикуляторно – акустическая, акустическая дисграфии.
-
Коррекция звукопроизношениясостоит из трех этапов: постановка; автоматизация; дифференциаяция звуков. 2. Развитие фонематического слуха: узнавание неречевых звуков. различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса умение различать слова, близкие по звуковому составу. умение различать слоги. Например, игра «определи лишний слог» (на-на-на-па, ка-га-ка). умение различать фонемы (звуки)родного языка. Сначала гласные, потом согласные.
-
Коррекция звукопроизношения.
-
Дифференциация схожих по акустико – артикуляторным параметрам звуков.
-
Оптическая дисграфия.
-
кинезиологические упражнения; усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева); извлечение геометрических форм из разных предметов; нахождение отличий у одних и тех же предметов; называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга; узнавание и называние буквы; нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом; поиск названной буквы среди других букв (в тексте); конструирование буквы из палочек, пластилина и т.д.; рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;
-
узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами); распознавание букв, наложение друг на друга; дифференциация правильно и зеркально написанных букв; называние и сравнений букв, сходных графически; узнавание букв при неполном их написании; распознавание букв разного шрифта; узнавание букв на ощупь; обводка контуров букв.
-
Развитие зрительно-пространственных функций.
-
Дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
-
Компоненты которые необходимо развивать: анализ предложений на слова и синтез слов в предложении; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез.
-
Развитие анализа структуры предложения. Предлагаются учащимся следующие задания: определить границы предложения в тексте; придумать предложение по сюжетной картинке; придумать предложение с определенным количеством слов, увеличить количество слов в предложении; составить предложение из слов, данных в беспорядке; составить предложения по нескольким картинкам; придумать предложение с определенным словом; составить графическую схему предложения: слова в предложении обозначаются маленькими полосками; по графической схеме придумать предложение; определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово); поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
-
Развитие слогового анализа и синтеза. Выделение гласного звука из слога. Назвать только гласный звук слога. Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога. Придумать слог с соответствующей гласной. Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву. Выделение гласных звуков из слова. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. Записать на схеме только гласные данного слова или выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки. Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова.
-
Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий: Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - та, бел -, - ведь, ка - даш, -рог, по - да.
-
-
Аграмматическая дисграфия.
-
Развитие лексико – грамматического строя речи. обогащение словаря; уточнение значений слов; формирование словоизменения; формирование словообразования.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.