Содержание
-
Лингвистическая игра для старшеклассников
-
Из высказываний великих людей о языке
- «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом.» (Абай)
- «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.» (Французский мыслитель Вольтер)
-
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. Младенец слышит ласковый голос родителей, подросток через слово узнает о том, чего не видели его глаза. Благодаря языку, человек познает мысли, появившиеся за тысячелетия до его рождения, и может обращаться к правнукам, которые будут жить после него. В Казахстане более 130 народов, и язык каждого из них уникален. Интерес к родному языку, стремление к совершенству владения его письменной и устной формами, всегда характеризовало культурного человека. Нет такой сферы общения, где не требовалось бы владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками. из сочинения Владислава Пашкевича – участника конкурса «Единство языка – единство народа» ученика 9 «в» класса Балкашинской СШ)
-
Родной язык
- Родной язык – это что -то ласковое, как мамины глаза.
- Родной язык – это что -то озорное, как смех сестрёнки.
- Родной язык – это что -то надёжное, как папины руки.
- Родной язык – это что -то необычное и волшебное.
- Родной язык – это то, что нужно каждому человеку.
-
- В республике Казахстан государственным языком является казахский язык.
- В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский.
- Государство заботиться о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.
-
-
Основные законодательные акты о языках в Республике Казахстан
-
- Статья 8. Языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций и органов местного самоуправления республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык.
- Статья 10. Ведение документации в системе государственных органов , организациях республики Казахстан, независимо от форм собственности, обеспечивается на государственном и на русском языках.
- Статья 12. В вооруженных силах республики Казахстан, в организациях государственного контроля и надзора, правовой защиты граждан и в правоохранительных органах обеспечивается функционирование государственного и русского языков.
-
- Статья 16. Республика Казахстан обеспечивает получение среднего, среднего специального и высшего образования на государственном , русском, а при необходимости и возможности , и на других языках. Как в государственных, так и в негосударственных учебных заведениях государственный язык и русский язык являются обязательными учебными предметами и входят в перечень дисциплин, включаемых в документ об образовании.
- Статья 18. Республика Казахстан обеспечивает функционирование государственного , других языков в печатных изданиях и средствах массовой информации.
- Статья 21. Бланки, вывески, объявления, реклама, прейскуранты, ценники, другая визуальная информация излагаются на государственном и русском, а при необходимости, и на других языках.
-
- Статья 21. Все тексты визуальной информации располагаются в следующем порядке: слева или сверху – на государственном, справа или снизу – на русском языках, пишутся одинаковыми по размеру буквами. По мере необходимости тексты визуальной информации могут быть переведены дополнительно и на другие языки.
- Статья 23. Государственный и все другие языки в республики Казахстан находятся под защитой государства. Государственные органы создают необходимые условия для функционирования и развития этих языков.
«Новое поколение казахстанцев должно быть трехъязычным, свободно владеть казахским, русским и английским языками в 2007 году на государственном уровне был принят национальный культурный проект « триединство языков», цель которого – поднять уровень казахского языка до мирового, создать в стране все необходимые условия для равного и полноценного изучения и употребления трех языков: государственного, русского и английского» ( из выступления президента республики Казахстан Назарбаева Н.А.)
-
- Мы говорим на разных языках
- на русском: «здравствуйте!»
- на украинском: «здоровеньки булы!»
- на татарском:«исяльмиссис кадырлы дуслар!»
- на немецком: «guten tag !»
- на белорусском: «добры дзень!» и, конечно, на государственном языке: «амансыздарма, халайық !»
-
1 тур. Разминка «Знаете ли вы?»
- Как называется наука о языке? (лингвистика, языкознание)
- Каково главное назначение языка? (средство общения, средство выражения мысли)
- Назовите язык, на котором говорит самое большое количество народа? (китайский, 700 млн. человек)
- Сколько в мире языков? (более 2700 + 3000 диалектов)
- Какой язык является официальным языком международной компьютерной сети? (английский)
- Какие языки самые распространенные в мире? (английский, французский, немецкий, китайский, арабский, испанский)
-
Тур 2. Заимствованные слова
Заимствованные слова с бурным развитием науки и техники с головокружительной скоростью хлынул на нас поток иностранных слов. Этот тур покажет, знаете ли вы значения английских, французских, немецких слов, которые прижились в нашей речи.
- бартер - обмен
- имидж - образ, изображение
- импичмент - обвинение
- альянс - союз
- коррупция - продажность
- ноу хау - знаю как
- брифинг - инструктаж
- бомонд - высший свет
- диаспора - расселение, посев
- эмбарго - запрет, арест
-
3 Тур. Объясните эти фразеологические обороты
- Душа в душу – в полном согласии.
- Иголку негде воткнуть – о большом скоплении людей.
- В чем только душа держится – хилый, слабый.
- Крокодиловы слезы – притворное сожаление.
- Как на духу – чистосердечно, откровенно.
- Краем уха – невнимательно слушать.
-
Тур 4. А как говорят русские? (назови аналогичные пословицы русского народа)
- A cat in gloves catches no mice. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- А friend in need is a friend indeed. Друзья познаются в беде.
- Still waters run deep. В тихом омуте черти водятся.
- Make hay while the sun shines. Куй железо, пока горячо.
- Business before pleasure. Сделал дело, гуляй смело.
- First think, then speak. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
-
Как говорим - так и живем
Не знаю я, куда мне «бечь»,Мы засорили нашу речь.Живем то « клево», то в «прикиде»,Но в основном на жизнь в обиде.«блины» висят на языке,И грубые слова.И без конца из уст летит,Хула, хула, хула.И чтобы жизнь нам изменить,Нам научиться надо говорить.Очистить нашу речь от скверны,Это поможет душе и нервам.Родная речь – это наше состояние,Огромного требует речь внимания.А коль начнем за языком следить,Богатство мира сможем сохранить.
-
Тур 5. Правильно ли мы говорим? Поставьте правильно ударение в словах
- каталог
- начал
- начала
- звонит
- средства
- столяр
- начался
- договор
- оптовый
- феномен
- алкоголь
- квартал
- туфля
- свекла
- предложить
- щавель
-
- каталог
- начал
- начала
- звонит
- средства
- столяр
- начался
- договор
- оптовый
- феномен
- алкоголь
- квартал
- туфля
- свекла
- предложить
- щавель
-
Тур 6. Народная мудрость в жизни всегда пригодится (найди аналогичную пословицу)
- Все хорошо, что хорошо кончается
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- Минута час бережет.
- Друзья познаются в беде.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
-
- Все хорошо, что хорошо кончается
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- Минута час бережет.
- Друзья познаются в беде.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
-
Тур 7. Музыка нас связала
- В. Гундарев – редактор журнала «нива» и еженедельника «столичный проспект», автор песни
- Курмангазы
- Мария рекина (мариям жагор -кызы)
- Нурлан онербаев
- А. Кунанбаев
- «Деревенька Моя»
- «Анашым»
- «Ты зрачок глаз моих…»
- Кюй «Сарыарка»
- «Дудар - Ай»
-
- В. Гундарев – редактор журнала «нива» и еженедельника «столичный проспект», автор песни
- Курмангазы
- Мария рекина (мариям жагор -кызы)
- Нурлан онербаев
- А. Кунанбаев
- «Деревенька Моя»
- «Анашым»
- «Ты зрачок глаз моих…»
- Кюй «Сарыарка»
- «Дудар - Ай»
-
Семиотика – наука о жестах
- Как известно, основным средством общения людей является язык. Но в общении, кроме звуковой речи, немаловажную роль играют так называемые невербальные (несловесные ) средства общения. К их числу относятся жесты, мимика, позы, звуки.
- Семиотика – наука о жестах, то есть системе различного рода телодвижений, особенно движений рук. Хотя по этикету у многих народов, в том числе у казахов и русских, не рекомендуется интенсивная жестикуляция, но в повседневной жизни она присутствует и имеет свои особенности у каждого народа. В любом языке были, есть и будут жесты. Например, у казахского народа.
-
8 Тур « Пойми меня»
Будем знакомиться с казахскими обычаями, связанными с жестами.
- Девушка кланяется, приложив правую руку к груди. Что это значит?(знак уважения к старшему, приветствие)
- Юноша: ладони складывает в виде не до конца раскрытой книги, а затем проводит каждой из них от висков вниз по лицу и до конца подбородка.(благословление, напутствие, выражение одобрения. Название жеста: «о! Бата беру»)
- Девушка ущипнула себе щеку.(«бетін шымшу» - знак неодобрения, ужаса, стыда)
- Юноша ударяет ладонью себя по бедру.(«санын соғу» - сожалеть, раскаиваться.)
-
- Девушка показывает средний палец руки, остальные пальцы сжаты в кулак.(«ортан қолдай» - « как средний палец» - положительная оценка кого – то в разговоре о ком – то. Означает сильный, хороший.)
- Юноша большим пальцем бьет себя в грудь.(жест « кеуде қағу» - показатель самонадеянности и зазнайства.)
- Пожилая женщина или мужчина камчой, посохом или указательным пальцем тычет в глаза.(жест «көзін шұқу» - упрек, укор.)
- Юноша схватился за свой воротник.(«жағасын ұстау» - удивление, поразиться и ужаснуться какой – либо вести, не совсем ей доверяя.)
- Юноша показывает мизинец, остальные пальцы сжаты в кулак.(«шынашағын көрсету» - не лестная оценка о ком-либо)
-
9 Тур «Жесты в литературе»
- В произведениях казахской литературы встречается много описаний народных жестов. Прослушав отрывок из произведений, скажите, что по-вашему мнению означают жесты героев.С. Муканов «Школа жизни»
- «пока шла в сумерках эта суета, в комнату один за другим заходили новые люди. И вдруг, расталкивая всех, ко мне подбежал юноша, мой ровесник, чуть повыше меня ростом и посильнее, что я очень хорошо почувствовал, когда он принялся меня тискать своими крепкими руками…» какие чувства испытывали эти люди? («кушактасу» – радость встречи)
-
- М.Ауэзов «Путь Абая»: «так как ербол стал судьей, то он, также как и другие судьи, тоже принимал решение, и несколько подумав, замотал головой.»(жест « басын шайқау»- покачать головой, что означает отказ, отречение.)
- С. Муканов «Школа жизни»: «освобождаю только по вашей просьбе, из – за уважения к вам, - сказал нургожа и добавил, показав пальцем на сидящего жениха : «уничтожил бы его со всем родом, если бы не вы.»(Указание пальцем. Этикет запрещает показывать пальцем на человека. Поэтому этот жест является оскорбительным)
-
Можно «рассказать» рисунком
-
Для размышления
«Только через родной язык можно познать и овладеть другими языками. Родной язык – духовное богатство каждого , в нем – нравственное начало и совесть народа».Ф.М. Достоевский
-
Несколько советов Дейла Карнеги
У НАС ЛИШЬ ЧЕТЫРЕ МЕТОДА КОНТАКТОВ С ЛЮДЬМИ. О НАС СУДЯТ НА ОСНОВАНИИ ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, КАК МЫ ВЫГЛЯДИМ, ЧТО МЫ ГОВОРИМ И КАК МЫ ГОВОРИМ. КАК ЧАСТО НАС ОЦЕНИВАЮТ ПО ТОМУ ЯЗЫКУ, КОТОРЫМ МЫ ПОЛЬЗУЕМСЯ!
-
- Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая произведения великих поэтов и мастероа прозы. И ваш ум неизбежно обогатится.
- Почаще пользуйтесь словарем, ищите незнакомые слова.
- Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История слов совсем не скучная и не сухая, и очень часто она полна романтики.
- Будьте точными при выражении своих мыслей.
- Помните, что уровень культуры и воспитанности человека можно определить за несколько минут по его речи и по тому, о чем он говорит.
-
Желаю успеха в изучении языков!
-
Использованная литература
- Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 Года (с изменениями и дополнениями )
- Основные Законодательные Акты о языках а Республике Казахстан. Алматы: Юрист, 2008 Год.
- Внеклассная работа в школе № 4 / 2007 Год. Ишутина Л. Семиотика – Наука О Жестах.
- Районная Газета «Сандыктауские Вести» от 30 декабря 2011 года. Работа « Единство Языка – Единство Народа» Участника конкурса сочинений Владислава Пашкевича – ученика 9 «В» класса Балкашинской СШ.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.