Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной Логоритмика в коррекционно-образовательном процессе Учитель-логопед Скрипникова Т.В.
-
В последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребенка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением. Целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с нарушениями речевого развития возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики.
-
Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них. Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
-
Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно происходить в рамках как коррекционного, так и формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отставших от возрастной нормы некоторых функций или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции.
-
Задачи логоритмического воздействия: развитие слухового внимания; развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха; развитие фонематического слуха; развитие пространственной организации движений; развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики; формирование и развитие кинестетических ощущений; воспитание выразительности и грации движений; воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации; развитие физиологического и фонационного дыхания; развитие певческого диапазона голоса; развитие чувства ритма;
-
воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями; воспитании е умения перевоплощаться; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков и различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
-
Требования к проведению логоритмических занятий. Занятия целесообразно проводить фронтально 1 раз в неделю протяженностью 30-35 минут. По необходимости проводить индивидуальные и подгрупповые занятия. Их содержание и протяженность определяются задачами обучения, индивидуальными особенностями детей. Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, тапочки-чешки. Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы. По одной тематике проводятся 2-3 занятия. Обязательное использование схем, графиков, рисунков, т.е. зрительных опор, способствующих формированию и развитию слухо-зрительно-двигательной координации.
-
Сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя и психолога) в подготовке и проведении логоритмических занятий. При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными. Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие, коррекционные; упражнения, активизирующие внимание; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения для развития музыкального слуха; ритмические упражнения; пение;
-
упражнения в игре на музыкальных инструментах; импровизация на детских музыкальных инструментах; игровая деятельность: игры на месте, малоподвижные и полуподвижные игры, подвижные игры, сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-драматизации; развитие творческой инициативы; заключительные упражнения на расслабление (релаксацию). В соответствии с принципом систематичности и последовательности строится как перспективное планирование, так и отдельно взятое занятие.
-
При составлении плана можно выделить следующие направления работы: развитие чувства ритма – упражнения, музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия; формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания; развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц; развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций; развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
-
При разработке любого логоритмического занятия необходимо учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполнять психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
-
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений, учат общению со сверстниками и мн.др.
-
Литература: Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-ритмические упражнения для дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 96 с.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.